Андрей Могучий: Этот спектакль разрушил стереотипы восприятия БДТ

Андрей Могучий

В пятницу в Москве БДТ впервые будет сыгран знаменитый спектакль Андрея Могучего по мотивам романа Н. Г. Чернышевского «Что делать». Этот спектакль, имеющий шумную и неоднозначную историю, будет показан на сцене «Гоголь-центра» в рамках гастролей «БДТ в Москве». Наш обозреватель выяснила подробности того, как создавалась постановка.

— «Что делать» — очень рискованный спектакль, — рассказывает художественный руководитель БДТ, постановщик спектакля Андрей Могучий. — Он был сделан семь лет назад и стал моим первым спектак­лем в роли художественного руководителя легендарного театра. Сам факт такого рискованного спектакля, разрушающего стереотипы зрительского восприятия БДТ, уже был художественным актом, манифестом, событием, на каком-то непроявленном уровне определившим весь дальнейший ход развития новой художественной программы БДТ. На премьере спектакль был отвергнут критикой. Он с трудом воспринимался зрителями. Но нас это тогда нисколько не смущало. Мы знали, что этот спектакль важен не успехом, а той художественной и человеческой правдой, которая была в нем заложена. Сегодня в Москву приехала новая, реконструированная версия спектакля. Почему-то показалось важным показать ее в Москве именно сейчас.

По форме «Что делать» — спектакль-семинар, спектакль-диспут: партер превращен в амфитеатр, сцена — в кафедру, зрительный зал — в аудиторию. Кстати, нечто подобное делал Марк Захаров в девяностых годах прошлого столетия, поставив в Ленкоме «Диктатуру совести», в ходе которой герой Олега Янковского шел с микрофоном в зал и задавал зрителям наболевшие вопросы.

У Могучего главный герой — женщина. Создатели спектакля воспринимают роман Н. Г. Чернышевского, как «учебник жизни», программную книгу для просвещенной молодежи XIX века и как первый феминистский роман в России, после которого было переосмыслено место женщины в жизни общества.

Инсценировку по мотивам романа Чернышевского написали петербургские драматурги Александр Артёмов и Дмитрий Юшков. Но любопытно то, что сама сценическая версия пьесы приобрела закон­ченную форму только в процессе репетиций: первоначальный текст постоянно менялся, дописывался, спектакль сочинялся в актерских импровизациях и дискуссиях. А после спектакля в зрительском буфете театра проходили «Диалоги» — дискуссии на темы, спровоцированные спектаклем и романом Чернышевского. Этот прием сейчас используют многие театры, в том числе Юрий Грымов в его театре «Модерн». В «Гоголь-центре» также состоятся «Диалоги», модератором которых станет журналистка радиостанции «Эхо Москвы» Ольга Бычкова.

Остается добавить, что нынешние гастроли БДТ в столице стали самыми масштабными в новейшей истории театра. Показы спектаклей шли на театральных площадках «Современника», МХТ им. А. П. Чехова, Театра им. А. С. Пушкина, РАМТе, Театре им. Моссовета.

БДТ возвращается домой, в Санкт-Петербург, и уже 11 ноября примет зрителей на исторической сцене на набережной реки Фонтанки, 65, которая откроется после завершения работ по гидроизоляции подвала и трюма сцены.

Елена Булова.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x