Бюджет России болен ковидом
Депутаты Государственной Думы удивляют. Каждый раз один и тот же бюджет, с теми же хроническими болезнями, уже двадцать лет – кубышка и долги, бедность и сушка денежной массы, межбюджетка и дестимулирующая развитие система. Однообразно, а страсти бушуют такие, будто «первый раз замужем».
Четвертое заседание восьмой Думы показало, кто хозяин в нашем общем доме. Обсуждался правительственный законопроект первого чтения «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году».
Законопроектом предусматриваются основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в закон о федеральном бюджете.
Фактически Минфину дается право без контроля Думы, непублично, решать некоторые частности судьбы страны в объеме примерно триллион рублей.
Ожесточенная дискуссия продолжалась час с четвертью.
Представил законопроект Думе замминистра финансов Алексей Лавров.
По его словам, инициатива правительства содержит 10 групп новаций. В их числе возможность использования до одного процента ВВП средств Фонда национального благосостояния в тех случаях, если цена на нефть снижается ниже базового уровня.
Чтобы депутаты не забыли, с кем имеют дело, коммунист Николай Коломейцев напомнил: Алексей Лавров, будучи еще молодым замминистра, проводил с Дмитрием Козаком административную реформу. Приняли 184-й закон, который передал полномочия на регионы, а с регионов автоматически на муниципалитеты, но финансовых мандатов отдали треть. В результате за этот год консолидированные долги регионов увеличились до 2,5 триллиона, а у Минфина всё хорошо.
Депутат Коломейцев спросил, когда Минфин вернет 70% не отданных регионам финансовых полномочий?
Еще депутат попросил сказать, в какой стране используется такой термин – «жидкая сталь»? Это влияет на себестоимость и увеличение цены металлопроката или не влияет?
«Глобальные вопросы межбюджетных отношений всё-таки этот законопроект не затрагивает, а дискуссия по поводу того, что было сделано в 2004 году, как были разграничены полномочия, как они финансово обеспечены, я думаю, нас уведет очень в далекие-далекие сферы», – ответил замминистра Лавров.
Жизнь страны для него – «далекие-далекие сферы».
Что касается акциза на жидкую сталь, его вводят впервые исходя из ценовой конъюнктуры на сталь. Естественно, это приведет к сокращению прибыли, но Минфин делает это осознанно. С одной стороны, увеличатся поступления от акциза, с другой стороны, сокращается налог на прибыль. Регионы, где расположены сталелитейные производства, получают полную компенсацию выпадающего налога на прибыль.
Из ответа Лаврова на вопрос Коломейцева получается конструкция Налогового кодекса по анекдоту про яйца. Рабинович покупает сырые яйца и продает вареные, оставляя себе навар. Анекдотический Рабинович вел такой бизнес добровольно, а регионам России его навязывает Минфин в лице замминистра Лаврова.
Депутат от «Партии Роста» Оксана Дмитриева спросила: какой объем может быть перераспределен? Какое по счету изменение бюджетного правила? И было ли хоть одно бюджетное правило, срок которого был больше одного финансового года?
Лавров объяснил: два триллиона рублей – максимум того, что можно распределить.
Что касается изменения бюджетного правила, то оно не меняется, потому что меняются только несколько параметров, и не самые важные. Чтобы закрепить бюджетное правило на постоянной основе, нельзя считать в абсолютном выражении. Надо считать в процентах от ВВП, что и предложено. Лавров считает, что это не изменяет суть бюджетного правила.
Еще ответ из серии «Далекие-далекие сферы».
Единоросс Бийсултан Хамзаев обратился к Лаврову как ответственному за Росалкогольрегулирование (бывший руководитель РАР находится в бегах по линии Интерпола). Планируется поощрение регионов, которые больше продадут алкоголя, по линии возвращения акцизов.
Не приведет ли инициатива к тому, что регионы будут наращивать объемы продажи алкоголя, чтобы получить эти поощрения? Скоро Новый год, а мы знаем, что Новый год у нас – это рост оборота контрафакта и алкоголя.
Лавров заверил: здесь нет никакого поощрения регионов. Только возмещение того, что они и так получали бы, но в очень сложном формате расчета, прогноза, администрирования.
Депутат Михаил Делягин в своем вопросе Лаврову отметил, что законопроект отменяет экспортные пошлины на металлы, заменяя их НДПИ на руду. Это конструкция налогового маневра, который сделали в нефтянке в 2018 году, один в один. Тогда бензин подорожал, при этом все НПЗ стали убыточны, и их сейчас дотируют.
Делягин спросил: где гарантия, что не будет опять аналогичной ситуации? И почему сверхприбыль олигархов изымается из карманов российских граждан?
Олег Смолин слышал от губернаторов и региональных министров финансов, что финансовая помощь из федерального бюджета превращается в мышеловку с почти бесплатным сыром.
Вопрос о хронической болезни дестимулирующей системы межбюджетных отношений председатель Думы Вячеслав Володин сформулировал доступным языком. Он призвал замминистра задуматься: деньги выделяются, а потом их назад возвращают.
«Давайте создавать условия, в том числе для министерств, чтобы они были ориентированы на решение задач, а не на отписки, что мы здесь вот выполнили, а здесь не смогли, деньги вернули», – сказал Володин.
Вряд ли председатель Думы столь наивен, что определяет ход мысли циничного замминистра таким образом.
Володин понимает: COVID, и есть необходимость срочных решений. Правительству продляют возможность принимать их. Но у Минфина есть возможность передачи полномочий. Передайте право министерствам в случае, если есть экономия по одним статьям, перебрасывать средства на другие статьи, чтобы выйти на решение задачи. Это поможет работе всех министерств и повысит их эффективность. Кто мешает это сделать?
Мне казалось, ответ на риторический вопрос председателя Думы более чем очевиден.
Иллюстрацией для сомневающихся стал принятый в тот же день в первом чтении законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».
Предусматривается запрет кредитным организациям направлять компетентным органам иностранных государств запрошенные такими органами сведения о клиентах и совершаемых ими операциях.
Докладчик от правительства, замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил, что некоторое время назад в США был принят закон, который требует от всех организаций, которые работают с США, отвечать на все вопросы, связанные с действиями любых их клиентов – физических и юридических лиц – в любом разрезе, в каком это заблагорассудится американским властям.
Закон США носит экстерриториальный характер.
Председатель думского комитета по экономической политике Максим Топилин подчеркнул, что наш законопроект – это ответные действия на те решения, которые были приняты США в начале этого года, когда предоставлено право отдельным органам власти США в одностороннем порядке запрашивать информацию и при этом накладывать штрафы на те организации РФ, которые информацию не предоставляют.
Я поясню еще раз, что Бреттон-Вудские соглашения Вашингтон навязал Европе в 1944 году в итоге полуторамесячных переговоров, по сути шантажа и вымогательства. В США вывезли золотой запас воюющих стран. Затем долларом заменили золото в роли универсального эквивалента ценности. Создали Бреттон-Вудские инструменты – МВФ и Всемирный банк. Их финансовая помощь приводила к разрушению экономики страны. Российская межбюджетка построена по этой модели.
В 1988 году в итоге Вашингтонского консенсуса Бреттон-Вудские инструменты были поставлены под контроль США.
СССР участвовал в переговорах в Бреттон-Вудсе, но соглашения не ратифицировал. Россия получала транши МВФ в 1990-х, пока в начале века не начался рост рост цен на нефть и в бюджете России не появились дополнительные доходы. Минфин их распределял непублично, внесением изменений в сводную бюджетную роспись и по факту в конце года проводил поправки в закон о бюджете. Тогда депутат Геннадий Кулик объяснил корреспонденту «Московской правды», что бюджет исполняется и можно отдыхать на Кенарах.
Дума с таким исполнением бюджета не согласилась. Пришлось искать, куда деть дополнительные доходы от заниженных расходов бюджета. Депутаты Николай Гончар и Михаил Задорнов предложили конструкцию с отдельной строкой в бюджете.
Возник детектив, который без надежды на какой-то конец развивается по сей день. Поправку Гончара и Задорнова переголосовывали пять раз, пока Минфин не настоял на ее отклонении. Поскольку всё внимание было приковано к одной теме, Минфин пропустил поправку семнадцати депутатов, принятую по инициативе Валерия Зубова, об ограничении тарифов инфляцией. Замминистра финансов Татьяна Голикова добивалась замены императивной нормы на рекомендательную, но председатель комитета по бюджету Александр Жуков был непреклонен.
Тем не менее в СФ закон о бюджете пришел с формулировкой Голиковой.
Российский Минфин страстно желает вернуться к формату советского бюджетирования, когда весь процесс проходил секретно.
С тех пор в стране поменяли всё, не меняя ничего. Качество жизни населения одинаково как в советское время, так и в антисоветское, не растет адекватно доходам бюджета, но поддерживается на некоем заданном уровне. Промышленное производство развивается не в соответствии с объемом поступающих ресурсов, а по отдельным направлениям, нужным для победы в очередной войне. Какая-то война есть всегда. Сейчас идет война за космос, рынки сбыта, природные ресурсы и контроль массового сознания.
В последние годы по мере развития кризиса системы международных отношений ментальная война агрессивно смещается в сторону пропаганды нетерпимости, ненависти, жестокости.
Россия по всем четырем направлениям участвует вполне успешно и малыми средствами. Две другие сверхдержавы, США и КНР, тратят на то же самое как минимум на порядок больше. В их распоряжении неисчерпаемый коррупционный ресурс и механизм теневого глобального управления deep state.
В российском бюджете нет статей расходов ни на продвижение национальных интересов в мире, ни на развитие демократии в развивающихся странах, ни тем более на сдерживание назначенных врагов.
Весь бюджет Россотрудничества смехотворен по сравнению с аналогичными расходами любой страны, которая содержит в Москве свой культурный центр.
При этом Россия тратит достаточно большие средства на военную и гуманитарную помощь за рубежом. Еще одно советское наследие. В каком объеме, представить невозможно. Средства направляются по широкому спектру инструментов. Самый простой открытый для контроля вариант действует через кредит на межгосударственном уровне под строительство АЭС. В итоге Россия обеспечивает страну дешевой генерацией мощности в условиях глобального энергетического голода.
Государство-реципиент может быть вполне платежеспособным, входить в НАТО и быть под контролем Вашингтона.
Менее заметная форма тщательно скрывается. Она состоит в негласном субсидировании поставок энергоносителей. Покрыто мраком, по каким тарифам идут массированные поставки в Китай нефти и электроэнергии. Льготные поставки электроэнергии в Грузию не прерывались и во время агрессии Саакашвили.
Интересно вышло с алюминием. На базе своей установки America first США решили взять даром российскую базу для «Боингов», используемую против России. Для проектирования «Боингов» пришлось импортировать русских инженеров.
Оценить подобные фокусы в финансовых цифрах можно только косвенно. Сколько обошелся России дефицит воды в Байкале и куда пошла электроэнергия из этой воды – в Китай или на алюминий для США? Одного журналиста ТАСС уволили, чтобы он не искал ответов на такие вопросы.
Сенатор Андрей Климов в прошлом говорил, что в годы федеральных выборов в России бюджет США увеличивается. С бюджетом России такого не происходит.
Принятый в первом чтении законопроект об особенностях исполнения бюджета развивает аналогичную идею ковидных бюджетов 2020 и 2021 годов. COVID подобен войне: в него легко вошли и не могут выйти.
Председатель комитета по охране здоровья Дмитрий Хубезов проинформировал: новый штамм AY.4.2, по сути дела, это продолжение дельта-штамма, и нет никаких данных, что вакцинация на него никаким образом не влияет. То, что рост заболеваемости у нас в стране связан с ускоренной вакцинацией, это просто чушь.
Очевидно, Вячеслав Володин дает возможность депутатам выговориться не только с целью чего-то добиться от Минфина. Председатель Думы тянет время, отодвигая законопроекты, смысл которых может быть искажен в новых условиях.
Какими они будут, неизвестно. Пока обсуждается COVID.
Лев Московкин.