Мудрец и простак из современной богемы

В Театре Наций прошла премьера сатирической комедии «На всякого мудреца». Режиссер Константин Богомолов взял за основу «универсальный код» пьесы Александра Островского и интерпретировал его на новый лад.    

Спектакли Константина Богомолова в МХТ им. Чехова прогремели на всю Москву, его сериалы «Содержанки», «Безопасные связи», «Хороший человек» не оставляют равнодушных, он сыграл героя в сериале Федора Бондарчука «Псих», в настоящее время руководит театром на Малой Бронной. Судя по отзывам, зрители разделились на две категории – восторженные поклонники и те, кто не принимает такую режиссуру. Иногда Богомолова называют «скандальным», но там, где скандал, там всегда внимание, ажиотаж, притяжение и… касса.

Премьерой «На всякого мудреца» режиссер предлагает свое прочтение классики – сегодняшнее наше бытие, от «вонючей квартиры» нищих московских интеллигентов до «пентхауса в доме «Гумилев» на Пречистенке», от кабинета вице-премьера правительства до женского следственного изолятора. Над сценой — бегущая строка с пояснением места действия и авторов монологов. Например: «звучит изуродованный текст Чехова (Достоевского, Шекспира)», фоном — отрывки из современных бардовских песен и попса. Все, кстати сказать, к месту.

Вот Мамаева (расшифровывается как «мама Ева») узнает о женитьбе любовника и прощается с ним монологом Аркадиной в сцене с Треплевым.

Или герой Глумов знакомится с дочкой Крутицкого (здесь — главного фсбэшника), предназначенной ему в жены. Девушка — строптивая лесбиянка-диссидентка, ее играет нарумяненный бородатый толстяк. Что это? Треш, стеб? Ну да… все по-богомоловски. Как еще подчеркнуть неестественность брачного союза, заключающегося из-за карьеры? И в сцене соблазнения звучит диалог Петруччо и Катарины из Шекспира.

И так все три действия спектакля. Помимо невесты, главные женские роли здесь также играют мужчины. Магический Игорь Миркурбанов неподражаем в роли жены Крутицкого. Актер Электротеатра «Станиславский» Лера Горин убедительно играет мать Глумова. Что это? Эпатаж? Возможно. Но в истории театра такое не впервой.

Спектакль отражает современную жизнь для зрителей 18+, и со сцены звучит ненормативная лексика. Впрочем, гораздо меньше, чем мы слышим ее в жизни и с экранов.

Но Богомолов не был бы Богомоловым, если б не упоминались тут и там самые запредельно высокие персонажи: Владимир Владимирович, Шойгу, Мишустин, Дима… с отсылками типа «сдались вам эти Сейшелы, съездили бы на Алтай». Или провокационная реплика из будущего: «Как похорошел Киев при Путине!», или режиссерская шутка: чтобы попасть в дом правительства надо в воротах произнести пароль «мутабор».

Иногда действие приостанавливается высказываниями персонажей о реалиях сегодняшней жизни, на которые часть зала бурно реагирует – «власть – это бог»… В спектакле много упоминаний медийных лиц, что делает его остросовременным. Но поэтому и быстропроходящим, потому что многие персонажи уже через несколько лет забудутся.

«На всякого мудреца» чем-то напоминает постановки театра Сатиры времен СССР, когда он был единственным местом, где можно было услышать критику брежневского застоя. Богомолов логично продолжает манеру и стиль своих сериалов, такое ощущение, что мы посмотрели продолжение «Содержанок». В целом спектакль производит впечатление легкого, озорного, лукавого, сатирического треша. Где-то на грани, где-то за гранью, но она ведь у каждого своя. Думается, Александр Островский бы оценил. Оцените и вы.

Галина Снопова