МИ-26, «мишка» – любимый вертолет Артура Шелешкова

Сегодня, 28 октября, в Московском авиационном центре отмечают День создания армейской авиации.

Праздник, больше известный среди пилотов как День вертолетчиков России, особенно любим в Московском авиационном центре, ведь 90% летного состава учреждения – офицеры запаса. День вертолетчиков – значимая дата для тех, кто связал свою судьбу с винтокрылыми машинами, кто несет дежурство для обеспечения безопасности и оказания помощи жителям столицы. В Московском авиацентре 11 вертолетов, на которых экипажи ежедневно проводят разведку пожароопасной обстановки, при необходимости участвуют в тушении крупных пожаров, осуществляют поисково-спасательные и специальные операции, а также доставляют пострадавших и соматических больных в медучреждения города. И среди этой славной когорты мужественных и отважных людей свой профессиональный праздник отмечает командир 1 звена 1 эскадрильи летного отряда авиацентра Артур Шелешков.

Артур Федорович – летчик с 35-летним стажем, офицер запаса Вооруженных сил РФ, участник боевых действий. Один из первых летчиков, освоивших знаменитый Ми-26 – самый большой вертолет в мире. Имеет высшую летную квалификацию летчика-снайпера, награжден рядом государственных наград за боевые заслуги, за проявленное мужество и отвагу в мирное время.

…Жил-был обычный советский мальчишка в интеллигентной семье врачей. Казалось бы, ничто не предвещало Артуру в будущем летать, примеров для подражания среди близких не было. Зато в школе появился новый предмет – военная подготовка, и учитель так увлек своими рассказами Артура и его одноклассников, что мальчишки буквально «заболели» небом.

После 10-го класса Артур поступил в Сызранское вертолетное училище.

Первый год учебы пролетел быстро, со второго курсанты начали летать. Как вспоминает Артур Шелешков, первый раз в небо на учебном Ми-2 они поднимались с инструктором. Уже на третьем курсе Артур настолько хорошо освоил технику пилотирования, что смог самостоятельно посадить вертолет в экстремальных условиях:

«В одном из учебных полетов отказал двигатель. Я летел в качестве штурмана, а второй курсант – командиром. Парень тот растерялся, а времени в аварийной ситуации всегда мало, пришлось подсказывать действия и в итоге пилотировать за него. Выполнил я тогда посадку с правой чашки на выбранную площадку, не смотря на то, что налета-то у меня почти не было, часов 40 от силы… Стрессовая, конечно, ситуация такая. Но мы справились».

После училища Артур попал в Закавказье, город Телави – в один из трех вертолетных полков Советского Союза, где впервые стали использовать новые тогда транспортные вертолеты Ми-26. Летчики на нем летали не больше полугода. И молодежь, включая Артура, отправили на переобучение.

И все было бы хорошо, пока в 1987 году не случилась катастрофа. Из-за технической неисправности один из Ми-26 упал в горах. Погибло большое количество пассажиров и некоторые члены экипажа. После этого не летали полгода, и молодых пилотов откомандировали в Центр выживания летного состава в Судак. После разбора катастрофы с упавшим Ми-26 полеты снова возобновили.

В 1988 году Артура назначают командиром экипажа, а в 1990-м – командиром отряда.

Первое назначение для Артура стало тогда неожиданным. Ведь как правило, в транспортном полку «новички» летали вторыми пилотами не менее 5 лет и только потом уже получали должность командира воздушного судна.

А потом развалился Союз, и в Закавказье началась война, в которой транспортный полк, где служил Артур, принимал активное участие. Много тогда погибло сослуживцев, друзей, ребят из эскадрильи. Сам Артур, спустя несколько месяцев после прилета в зону боевых действий, попал в плен.

«Поступило нам задание, – вспоминает летчик, – срочно забрать со склада секретный груз. Мы прилетели, а там уже всех офицеров этого склада захватили. Конечно, взяли и наш экипаж. Боевики заставляли меня перелететь в Баку и работать на них. Я, конечно же, отказался, их требования не выполнял. Меня приговорили к расстрелу. В общем, не буду рассказывать подробностей плена, но на четвертый день, благодаря переговорам на уровне министра обороны, нас всех освободили».

В 1993 году весь вертолетный полк из Телави перевели в Самарскую область в Кинель-Черкассы. Там с нуля пришлось поднимать всю базу, ведь почти половина летного состава уволилась, так как условия были и для работы, и для жилья самые что ни на есть тяжелые. Аэродром представлял из себя одну взлетную полосу. Личному составу полка приходилось жить в казармах, помещения которых были поделены на «комнаты» листами ДСП. Зарплату не платили по 5 — 6 месяцев.

Любовь к небу и полетам побеждает многое, но не обошлось, конечно, и без поддержки семьи. Время наступило тяжелое, к тому же в декабре 1994 году летчиков внезапно подняли по тревоге и срочно отправили в Чечню. Эта командировка, длившаяся 1,5 месяца, запомнилась Артуру как серия долгих полетов по перевозке людей – и живых, и погибших, по большому количеству спасательных операций, по перевозке боеприпасов, продовольствия. Отдельные рейсы сопровождались обстрелами, а значит риском и опасностью. Причем угрозу для вертолетов представляли не только боевики, но и особенности погодных условий.

В 1996 году была вторая командировка в Чечню. И снова свои особенности, нюансы.

В 1999-м году началась вторая Чеченская кампания. Вертолеты Ми-26 были очень востребованы, показав свою эффективность, как транспортные большегрузы. В это раз работа летчика Шелешкова, уже заместителя командира эскадрильи, была связана с полетами непосредственно в горах, чего в первой кампании делать доводилось не часто. Работали и с прикрытием боевых вертолетов Ми-24, и без. В любую секунду могли сбить, ведь в горах вертолет становился легкой мишенью. И сбивали – товарищей, боевых напарников, потерь было много. До 2005 года вертолетный полк из Кинель-Черкасс выполнял спецзадачи на северном Кавказе. За участие в боевых действиях Артура Шелешкова наградили государственными наградами.

Из службы в мирное время запоминающийся след в летной практике оставили полеты по выброске парашютистов. Прославившийся в 2008 году рекорд России по парашютному спорту установили тогда с помощью двух Ми-26, одним из которых управлял летчик Шелешков.

В 2009 году легендарный вертолетный полк, прошедший боевой путь с 1942 года через Сомали, Афганистан, Чернобыль, Армению (землетрясение), Нагорный Карабах, Чечню, расформировали, многих летчиков вывели за штат, и в 2012 году Артур Шелешков уходит из Вооруженных сил.

«Стал искать работу, знакомые подсказали, что есть в Москве авиационный центр с вертолетом Ми-26 – МАЦ. И весной 2013 года я приехал на собеседование, прошел гражданский ВЛЭК, оформился и начал работать уже здесь на Ми-26».

И снова начались полеты, как учебные, так и по задачам ликвидации ЧС. В Московском авиационном центре Артур Шелешков получил инструкторский допуск, что позволило ему и летать, и заниматься методической работой, обучать «новичков». На счету много потушенных пожаров, включая ЧС 9 мая 2015 года.

«Очень хорошо запомнил этот пожар. 9 мая, День Победы. Воздушное пространство закрыто, и тут вдруг нас поднимают в небо по тревоге. Я летел тогда в качестве инструктора, а на месте командира вертолета — Вячеслав Ивлиев. Его летное переучивание на Ми-26 осуществлялось мной. Так вот, пожар тогда случился в районе ВДНХ, загорелся объект большой площади. Проблема возникла из-за дефицита воды. Для того, чтобы наполнить водой ВСУ-15, установленное на Ми-26 необходимы были водоемы глубиной не менее 5 метров. В ближайшем окружении таких не нашли, и сначала летать далековато пришлось. А потом увидели пруды в парке возле гостиницы Космос. Они оказались нужной глубины и близко к пожару. Народу собралось! – вспоминает летчик. – Детей побросали, коляски оставили, стоят, смотрят на вертолет… Пожар с помощью этих прудов потушили, конечно, быстро. Там даже время на полет тратить особо не пришлось – воду в них забираешь, вокруг хвоста разворачиваешься и сразу поливаешь… И парад воздушный рядом, мимо пролетает, – удивительная, конечно, ситуация была».

Сейчас Артур Шелешков с нетерпением ждет, когда на заводе закончится ремонт его любимой машины Ми-26, или, как его называют любовно пилоты, «Мишка».

«Мишка» – самый большой вертолет в мире. Представьте себе, его длина составляет 40 метров, высота – 11 метров, а взлетный вес — 56 тонн. Его водосливное устройство рассчитано на 15 тонн воды!», — рассказал пилот.

А пока он совершает полеты на другой крылатой машине –  КА-32А. В задачи входит разведка и аэрофотосъемка территории столицы. Но такой уж у Шелешкова характер – спокойная работа ему не по душе. Вот и ждет с ремонта МИ-26, и всегда готов к ликвидации любого чрезвычайного события.

Поздравляем Артура Шелешкова и его коллег с праздником! Чистого вам неба и всегда мягкой посадки!

По материалам «Мой Дом Москва».

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x