Москва снова живет в другой реальности, которую мы еще несколько лет назад видели только в голливудских фильмах. Начался очередной период карантина и домашнего режима. Новости – как сводки с фронта – столько-то заболели, столько-то – умерли. Можно ли в таком информационном поле сохранить хоть какое-то здоровье, физическое и психологическое – большой вопрос.
Внутренний верификатор информации давно зашкаливает. Восемь новостей из десяти – про коронавирус, одна – про нефть, последняя – про некую «звезду». Медийное поле с каждым днем становится все более топким, в нем вязнут уже бывалые бойцы информационных войн, что уж говорить про всех остальных. Терабайты информации загружаются в мозг, а он не может воспринимать такую дозу. Раньше люди меньше за всю жизнь узнавали, чем сейчас за один день. Паническая атака маскируется под интуицию. Страх – под опыт. Информации много, но все равно кажется, что нам что-то не договаривают.
Народ снова читает абсолютно все: интервью главврача больницы в Коммунарке и блоги людей, живущих в разных странах, текст новой молитвы против пагубного поветрия и речь Собянина, обращенную к пожилым москвичам. Я тоже пролистнул сайты деловых и общественно-политических СМИ, и пришел к выводу, что у нового вируса есть еще один неучтенный побочный эффект – информационная контузия.
Вирус, конечно, есть, но нам хочется есть. Иду в магазин. Как ситуация? Заметил, что в масках стало ходить значительно больше народа (по сравнению с началом вирусного периода). Сегодня видел много веселеньких масок с картинками, эмблемами, девизами, котиками. Народ ходит в строительных респираторах, встречаются индивидуумы в противогазах. Интересно, там клапан снят, или все серьезно?
Магазины одежды, мебели, игрушек, книг и прочих товаров, кроме продовольственных и медикаментозных, – закрыты. Не работают парикмахерские, спортивные залы. Продуктовые в норме: гречка и макароны, хлеб и молоко в избытке. Вчера приезжал курьер с кормом для котов, рассказал, что хозяин выдал всем маски и дезинфицирующий раствор. В выходные поехал на дачу. На посту ГИБДД вежливые люди остановили машину, порадовались, что водитель и пассажиры в масках, а в салоне пахнет спиртом (вы могли бы пару лет назад такое представить?). А сего дня значит – машина продезинфицирована. Кстати, перед локдауном город стоял в 10-балльных пробках, трассы были забиты желающими уехать за город.
Закрыты ТЦ и всевозможные развлекаловки, но люди гуляют во дворах и в парках. Соседи справа делают ремонт, соседи слева – разбирают библиотеку. Жена научилась готовить сырники (не смейтесь, всю жизнь они у нее не получались), тесть перечитывает классику…
Народ и город продолжают жить и в сложных условиях, в сложной ситуации. Главное – не отчаиваться, не терять голову и то, что должно в ней работать. Хочется верить, что скоро ограничения снимут, и мы вернемся к прежней жизни, хотя, судя опять же по льющейся из интернета и негосударственных СМИ информации – кто знает. А хотелось бы. Народ хочет получить реальное разъяснение ситуации, а не только «вакцинные агитки», люди не понимают указаний, порой противоречащих друг другу, хотят видеть реальную заботу, а не окрики и штрафы и угрозы.
Паника и страх чрезвычайно способствуют распространению и утяжелению заболеваемости вирусными инфекциями, потому что во время страха вырабатывается много гормона стресса – кортизола. Он в буквальном смысле парализует иммунную систему, подавляет механизмы защиты и борьбы: угнетает синтез защитных антител, нарушает активацию макрофагов (клеток, атакующих вирусы) и продукцию интерлейкинов (курьеров между звеньями иммунной системы). А эндорфины – гормоны радости и удовлетворения – иммунную систему активизируют и защищают сосуды, нагрузка на которые так высока при инфекциях.
…После «закупочной» вылазки иду домой. Мимо прошла женщина, ведущая на поводке собаку в бежевой маске. Секундная паника, но внутренний голос моментально реагирует: «Миша, спокойно, это намордник». Пригляделся – точно, намордник.
Вот уж точно информационная контузия случилась… В общем, давайте не будем паниковать, но будем соблюдать разумные меры предосторожности, слушаться врачей и беречь родных. Здоровее будем.
Михаил Ковалев.
Фото автора