К такому выводу пришел председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев после посещения Единого миграционного центра в Сахарово.
Как пояснил Валерий Фадеев в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», эта инспекционная поездка членов СПЧ была проведена после многочисленных обращений жителей подмосковной деревни Путилково с просьбой помочь перенести оттуда Единый миграционный центр. Теперь его планируют разместить в поселении Вороновское на базе действующего центра в Сахарово, в связи с чем уже появились новые многочисленные жалобы местных жителей.
«Действительно, проблемы в Путилково были сначала: там миграционный центр был расположен прямо в жилых кварталах. В Сахарово ситуация немного другая, там миграционный центр находится несколько в стороне от поселения. Но тем не менее… Мы с коллегами съездили в миграционный центр в Сахарово, ознакомились с его работой и выяснили, что это очень приличная работа. Это очень хороший миграционный центр, обслуживающий огромный поток мигрантов. В центре работает примерно 1 тысяча человек, там производится довольно быстрая сдача документов, экзамен по русскому языку. Там работает достаточно большой медицинский центр. Миграционный центр в Сахарово в среднем обслуживает 6 тысяч человек в день. Важно заметить, что посетителей этого миграционного центра на отдельных автобусах привозят от метро прямо на территорию центра, то есть этот поток не пересекается с обычным общественным транспортом».
Всё это, конечно, замечательно, но, как сообщил глава СПЧ, жители ближайших поселений начали жаловаться на то, что в связи с переносом миграционного центра в Сахарово, резко увеличился поток мигрантов. Валерий Фадеев убежден, что это не так, но проблемы все-таки есть:
«Мы тщательно ознакомились с теми обращениями, которые нам прислали жители. Например, возьмем обращения жителей поселения Сосенское: там живут 147 тысяч человек. С начала с 2020 года там были зарегистрированы 65 925 человек. То есть, 45% от населения Сосенского. Причем это без учета нелегальных мигрантов, а такие, видимо, тоже есть. Рядом в этом районе на юге Москвы расположен продовольственный центр «Фуд-сити» и крупнейший в Европе строительный рынок «Славянский мир», и там работают десятки тысяч людей, большинство из которых – мигранты. И конечно, жители Сосенского и других населенных пунктов находятся в этой среде <…> Очень много мигрантов вечером на улицах вызывают «напряжение» у жителей этих населенных пунктов. С этим нужно что-то делать. Но просто ответить на претензии, сказав, что мы закроем миграционный центр в Сахарово – это не ответ, потому что проблема заключается в другом: в том, что десятки тысяч мигрантов, не вполне интегрированных, не вполне адаптированных к нашей жизни, работают в тех же «Фуд-сити» или «Славянском мире».
Как решать эту проблему интеграции, вопрос, по мнению Валерия Фадеева, очень сложный, и за один день его не решишь, но уже сейчас, поскольку жители окружающих поселений обеспокоены, надо как-то повышать уровень безопасности:
«Многие жалуются на то, что недостаточно нарядов полицейских. Кто-то предлагает вернуться к народной дружине, но это нужно делать серьезно, с опорой на какие-то законодательные акты, может быть, местного уровня. А не то, что какая-то группа нацепила повязки и вышла на улицы. Вот к этой теме ощущения безопасности граждан надо отнестись очень ответственно, и мы будем этим заниматься».
Еще один участник пресс-конференции – председатель постоянной комиссии СПЧ по гражданскому участию в развитии правоохранительной системы Кирилл Кабанов отметил, что даже те, кто в миграционном центре сдает экзамен по русскому языку, реально его не знают, а без знания языка ни о какой интеграции речи быть не может:
«Они сдают его, как мы в советское время сдавали экзамены по вождению, передавая друг другу определенные визуальные картинки, что и где нужно отвечать. Но на это закрывают глаза, потому что бизнесу нужна рабсила. В свое время наш президент говорил о «нефтяной игле», с которой должна слезть экономика России, а использование рабочей силы мигрантов – это тоже некая «игла», потому что бизнес заинтересован в максимально дешевой рабочей силе с целью увеличения выгоды. А дальше уже идут нарушения: например, оформление «в черную», чтобы не платить налоги, при этом нагрузка на здравоохранение, социальную сферу, образование и т.д. всё возрастает, и всё это ведет к невосполнимым потерям бюджета. Естественно, идет и рост криминала, из-за чего люди начинают бояться, и появляется недоверие к власти, которая не может обеспечить безопасность. Когда власть говорит, что нам не хватает сотрудников полиции для того, чтобы решить эту проблему, люди задают вопрос: «Почему, когда происходят какие-то массовые протестные выступления, их хватает, а вот для того, чтобы нас охранять, наших жен и детей, – не хватает?». В связи с чем начинается самоорганизация граждан, которая может привести к конфликту, потому что она никак не отрегулирована».
То есть, проблем много (они есть и у коренного населения, и у самих мигрантов, права которых тоже зачастую нарушаются), и решать их, так или иначе, приходится государству за счет бюджетных средств, а бизнес, организующий эти миграционные потоки, повышает собственную прибыль, не отвечая за последствия. И это противоречие тоже нужно устранять.
Сергей Ишков.