Важнейший для жизни страны документ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и на период 2023 и 2024 годов» Государственная Дума рассмотрит с предсказуемым результатом «принять к сведению». Предположительно это произойдет на дополнительном пленарном заседании в среду 17 ноября.
Документ ежегодно формирует Банк России. Сегодня основные направления ДКП рассмотрел ответственный комитет ГД по финансовому рынку и рекомендовал Думе «принять к сведению». Отклонить его депутаты не могут.
На прошлой неделе при обсуждении законопроекта об акцизе на жидкую сталь координатор фракции КПРФ Николай Коломейцев заявил, что процентная ставка не может быть выше половины рентабельности. Об этом говорил Нобелевский лауреат Джеймс Тобин, автор отклоненной идеи налога на спекулятивный капитал. У нас рентабельность средняя по стране – 7,7%. Ключевая ставка – 7,3% и ЦБ намерен ее повышать дальше. Как мы будем конкурировать?
Сегодня Коломейцев сказал, что КПРФ не может поддержать ДКП и будет выступать с критикой. Нобелевский лауреат Михаил Фридман нашел причину Великой депрессии в США в троекратном сжатии денежной массы. А у нас это происходит уже в четвертый раз.
Где и как формируется ДКП России, никто сказать не может. Вместе с тем она отличается удивительной целенаправленностью в сторону обратную тому, что определяет ФРС для США.
При обсуждении ДКП в комитете споров не было по причине многолетней усталости от многолетних повторений одного и того же.
Председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков начал с того, что есть доверие к представляемым материалам и есть стабильность. ЦБ представил несколько сценариев. Все они предусматривают небольшой экономический рост, до трех процентов.
Аксаков считает, что можно было рассмотреть более рискованный сценарий. Попросил предусмотреть взаимодействие ДКП с действиями правительства и больше запланированного использование средств ФНБ.
Возможность выпуска стейблкойнов, привязанных к обычным валютам, золоту и нефти вызывает у ЦБ настороженность. Тема цифрового рубля не уйдет.
Набиуллина считает, что цифрой рубль должен быть настоящим без дисконта. Никто не знал, что безналичный расчет будет так быстро расти – 75% по итогам третьего квартала.
Аксаков опасается, что ограничения для банков даст дополнительных клиентов микрофинансовым организациям. Хотя ЦБ, вроде, навел порядок с МФО.
Основной вопрос – что делает Банк России для экономического роста?
Эльвира Набиуллина построила свой доклад из многочисленных повторов сверхцели сжатия инфляции. Своими мантрами о борьбе с инфляцией она буквально затаргетировала депутатов до состояния зомби. Мне казалось, снизить инфляцию повышением ключевой ставки можно разве что на бумаге. Зараза неконтролируемого накачивания цен выплеснулась на Россию. Повышение ставки и сжатие денежной массы сдвинет товарно-денежные отношения в сторону бартера и неизбежно приведет к раскручиванию инфляционной спирали, которой пугает Набиуллина. Повышая ключевую ставку, Набиуллина сама дает сигнал инфляционным ожиданиям.
Поскольку труд в России, по выражению председателя комитета по труду, недооценен, обесценен и унижен, одновременно растут серая экономика, нехватка рабочей силы и объем фактических безработных. Рост производительности труда в этих условиях невозможен, она, наоборот, будет падать.
Возможно, глава Банка России и сама все это понимает не хуже депутатов.
По словам Набиуллиной, и российская, и мировая экономика восстановились после пандемии. Ощущается нехватка рабочей силы. И в России, и в мире предложение превышает спрос. Изменилась структура спроса. Люди стали потреблять больше товаров, чем услуг. Произошел рост спроса на микросхемы, упаковку, пластик. Сейчас проявилась нехватка микросхем для производства автомобилей.
Плохая погода повлияла на сохранность урожая прошлого года. Спрос на продукты разогревает инфляционные ожидания еще больше. Они откатились на уровень 2016 года, когда инфляция была высокой.
В некоторых странах инфляция заякорена и люди понимают, что не надо бежать покупать товары. У нас – избыточное потребление, пусть даже в кредит.
Потребительское кредитование продолжает расти высокими темпами, что опасно ростом закредитованности населения. Набиуллина просит ввести макропруденциальные меры. Ключевая ставка больше влияет на краткосрочные кредиты. Если бы ЦБ ставку оставили низкой, банки закладывали бы в ипотечную ставку инфляцию. У нас так было – ключевая ставка низкая, а ипотека дорогая.
Набиуллину тревожат инфляционные ожидания. Она не может согласиться с ростом инфляции и оставить ставку без повышения. Начали повышать ставку в марте, и уже виден результат.
Новшество этого года – ЦБ начал публиковать прогноз ключевой ставки в 7,3%. Возврат ключевой ставки к базовому уровню 5,6; возможен не раньше 2023 года. Набиуллина повышает ставку для снижения инфляции и создает условия роста экономики.
– Мы все хотим роста экономики, – заявила Набиуллина. И тут же предупредила, что нельзя заставлять экономику расти выше возможностей. Будет высокая инфляция, когда предложение станет успевать за спросом.
Глава ЦБ заявила, что ставки по депозитам наконец-то начали расти. Средняя – 6,9%.
Для защиты людей есть и другие инструменты кроме ДКП. Быстрые платежи позволяют экономить на эквайринге. ЦБ борется со скрытой комиссией и навязанными услугами Набиуллина намерена добиться расчета полной стоимости кредита. Финансовые институты не всегда довольны. Но это надо делать.
Сценарии экономического развития перестали привязывать к цене на нефть. Базовый сценарий ЦБ сейчас строится на постепенном улучшении эпидемической обстановки и восстановлении мировой экономики.
А что будет, если пандемия приведет к локдауну по всему миру? Во всем мире растет инфляция. И к тому же третий фактор – мировой финансовый кризис.
Набиуллина уверена, что повышая ключевую ставку, мы сможем без рывков и шоков справиться с внешними факторами. Что касается экстраординарных мер, хотелось бы, чтобы их было меньше Нужна предсказуемость. В некоторых отраслях существует перекредитованность.
Набиуллина считает, что субсидированием кредитов должен заниматься не ЦБ, а правительство.
Обсуждение прошло вяло, но все же прозвучало, что у нас 33 трлн рублей на депозитах банков и корпоративный долг – 500 млрд долларов. Когда мы перестанем бегать на Запад за деньгами? Хронический вопрос.
Еще один хронический вопрос касается того, что половина страны платит по «серым» и «черным» схемам. Нельзя кредитовать людей без дохода. Сейчас для получения кредита сколько надо, столько нарисуют. Нужно использовать только данные налоговой системы. Сегодня для подтверждения дохода достаточно печать и бланк любой ОООшки.
Третий хронический вопрос – у России монетизация экономики ниже, чем в развитых странах. Для экономического роста надо ее повысить.
Набиуллина признала, что монетизация экономики действительно у нас ниже. Но она устойчиво растет. Монетизацию искусственно не поднять.
Еще, отвечая на вопросы, Набиуллина сказала о повышении спроса на валюту. Люди хотят обезопасить сбережения от инфляции. Пытаются сохранить их на фондовом рынке, это не инвестиции.
Опять же, надо снижать инфляцию.
Также сегодня комитет по бюджету рассмотрел и одобрил 518 поправок правительства ко второму чтению бюджета-2022, который само же вносит. Почему так получается? Минфин не может написать законопроект без ошибок?
В поправках правительства много переносов финансирования и резервирования средств. Если выделенные деньги не были освоены и причины не устранены, то они и дальше не будут освоены.
После принятия правительственных поправок комитет отклонил все поправки Оксаны Дмитриевой, в том числе по увеличению финансирования науки и стипендий из Фонда Жореса Алферова.
С Дмитриевой справились быстро. Сложнее было с поправками депутатов Владислава Резника и других, кто просил денег на объекты в регионах – очистные сооружения, противотуберкулезный диспансер, больницы и так далее. В итоге председатель комитета по бюджету Андрей Макаров предложил авторам снять такие поправки, чтобы их не отклонять, и внести просьбу к правительству в постановление Думы к бюджету.
Лев Московкин.
Фото пресс-центра ГД РФ