Что должно быть в итоговом сочинении выпускников школ

Казалось бы, учебный год только начался, но время бежит незаметно, и уже совсем скоро, 1 декабря, более 66 тысяч выпускников школ столицы будут писать итоговое сочинение.

Традиционно, оцениваться сочинение будет по системе «зачет»/«незачет». По желанию его могут написать и выпускники прошлых лет для представления результатов при поступлении в вузы.

В этом году направления тем итогового сочинения таковы:

Человек путешествующий: дорога в жизни человека;

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Преступление и наказание — вечная тема.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Специалисты Федерального института педагогических измерений более подробно пояснили, что предполагает каждое из направлений. В первом, «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» выпускник сможет рассказать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом смысле, например, можно порассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

По теме «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» выпускники могут рассказать о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, порассуждать о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир, подумать о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

«Преступление и наказание — вечная тема» предполагает анализ и оценку поступков человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно будет касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести. Освещая данную тему, возможно, стоит коснуться и романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.

Тема «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» призывает выпускника раскрыть свои читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения. Необходимо в тексте объяснить выбор произведения, например, сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора произведения.

Тема «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» сформулирована с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого также отмечается 2021 году. Поставленный вопрос дает возможность порассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Писать сочинение ребята будут 3 часа 55 минут (235 минут). Для школьников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов время выполнения работы увеличено на 1,5 часа. Рекомендуемый объем итогового сочинения – не менее 350 слов, итогового изложения – не менее 200 слов.

Во время выполнения работы участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и толковые словари. Также участники не имеют права пользоваться текстами литературных источников.

– Сочинение – это проверка на читательскую зрелость, читательский кругозор и умение связно выражать свои мысли, – уточнил разработчик тем итогового сочинения, доктор филологических наук Алексей Федоров. – В качестве литературного материала при написании сочинения может привлекаться не только художественная литература, но также мемуарная, историческая, научная, искусствоведческая, литературная критика, рецензии и любые другие опубликованные произведения.

Мона Платонова.

Добавить комментарий