Пётр I  – великий и ужасный

В Московском театре «Модерн» прошла премьера спектакля «Пётр I» в постановке художественного руководителя театра Юрия Грымова. Это стартовый спектакль по трилогии «Антихрист и Христос» Дмитрия Мережковского: помимо «Петра» в проекте еще «Леонардо» и «Иуда». В спектакле также использованы фрагменты романа «Петр I» Алексея Толстого.

Одна из важнейших книг ХХ века, только теперь входит в бытование для широкого круга читателей, находит сценическое воплощение в попытке осмысления личности знакового самодержца в российской истории. С одной стороны — прогрессист-реформатор, герой-победитель, прорубивший «окно в Европу», подаривший стране великий город, принесший России европейские «фишки» цивилизации. А с другой – убийца сотен людей, включая родного сына, садист, гнобивший народ. Как это сочеталось в незаурядной личности Петра Первого?

Спектакль Юрия Грымова – это попытка понять, а не только показать страшную сущность характера царя. Самая крутая, самая противоречивая фигура в этом спектакле представлена во всей красе и собственной идентичности. Первая же сцена спектакля сразу напоминает зрителю: «начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни». Над сценой – качающиеся на столбах убиенные мятежники-стрельцы. Молодой еще совсем царь именно так распорядился нагнать ужас на соотечественников, чтоб не смели даже подумать о сопротивлении. А желающих оказалось немало, и на протяжении всего царствования Петра I сопровождали казни и пытки. Досталось диссидентам по полной программе. В спектакле несколько сцен проходят буквально в пыточном приказе с участием Самого. И все же немыслимая, видимо, патологическая жестокость была имманентна этой мятущейся душе. Одна из жутчайших сцен спектакля – отрубленная и заспиртованная голова Монса, любовника жены, Екатерины, которую он выставил ей напоказ.

Юрий Анпилогов потрясающе играет Петра. Как актер проникся этим человеком, как вошел в образ! Какие человеческие и звериные проявления, перепады настроений, затаенную боль от предательства самых близких и родных людей, болезнь и слабость – это всё надо сыграть и заставить зрителя пережить вместе с героем. Ненавидя его и сочувствуя одновременно. Почему он такой, этот знаменитый человек, который «Россию поднял на дыбы»? Страна взлетела в его царствование, но сколько его врагов и критиков мучили на «дыбе»! В спектакле этих натуралистических сцен, на мой взгляд, в избытке. Сегодняшний зритель испытывает шок от увиденного и услышанного. Мания преследования, мания предательства и измены сопровождали жизнь этого человека, и он не щадил никого. Не любил свою первую жену Евдокию, был равнодушен к первому сыну Алексею, в надежде, что простолюдинка Марта Скавронская подарит наследника. Но нет, новый сын умер годовалым, а наследником всё же должен стать нелюбимый Алексей.

Спектакль «Пётр» ставит зрителя перед дилеммой: хорош ли для народа жестокий монарх, силой насаждающий свое видение подвластной ему страны, сопровождая это тиранией и жестокостью. Или спокойный, уверенный в своей правоте отец Петра – царь Алексей Михайлович, которого прозвали Тишайшим и царствование которого было гораздо милосердней. Его внук Алексей Петрович явно пошел в деда, никак не принимая ни реформы отца, ни его воинственный настрой, ни патологическую жестокость. Играющий Алексея молодой артист, дебютант Владислав Свиридов – сын как будто от другого отца. Что, кстати, часто бывает, и не только у детей царствующих особ. Он не такой как Пётр, он не одержим будущей властью и выбирает простую человеческую жизнь и судьбу. Но мерещившиеся и явные заговоры против отца втянули наследника в свою орбиту. Наговоры извне и ужаснейшая подозрительность Петра стали роковым финалом ни в чем не повинного, такого симпатичного, но ординарного Алексея.

Можно ли достичь царствия небесного, являясь хоть и талантливым, поставившим и осуществившим во многом свои благие цели, но всё же тираном, которого еще при жизни называли Антихристом? Поклонение потомков, шикарные памятники, присоединенные территории – это все Пётр, который в 1721 году провозгласил себя императором, а Россия-матушка стала Российской империей. Только вот через двести лет она была сметена с лица земли тем самым народом, который под властью слабого, не жестокосердного царя, попытался вырваться-таки на свободу. Финал известен.

О многом, очень многом заставляет задуматься «Пётр I» Юрия Грымова. Визуально красивый спектакль с шокирующими гротесковыми образами бояр и сподвижников царя и женскими нарядами прямо из той эпохи. Мелькают кадры исторического фильма, ни на минуту не давая отвлечься от Петра или даже двух Петров – великого и ужасного. Спектакль очень сильный, цепляющий за душу, пробуждающий мысли и желание вернуться в петровскую эпоху, а еще поразмышлять о том, почему наша страна сегодня такая, какая есть.

Ирина Шведова.

Фото Ларисы Двоеглазовой предоставлены пресс-службой Театра «Модерн».

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x