История об отсутствии любви

В МХТ им. А. П. Чехова представили премьеру трагикомедии по пьесе Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», режиссер Уланбек Баялиев, в главных ролях: народный артист России Дмитрий Назаров и народный артист России Игорь Верник.

Эта единственная завершённая пьеса Венедикта Ерофеева была написана в 1985 году, но не потеряла своей актуальности. Именно тогда у писателя обнаружили рак, он знал, что жить ему осталось недолго, и этот факт выводит повествование на совершенно другой уровень трагизма. Пьеса появилась после пребывания писателя в психбольнице имени Кащенко, и в главном герое угадывается сам автор.

Действие происходит в психушке в ночь с 30 апреля на 1 мая. Эту ночь называют вальпургиевой, когда язычники празднуют культ ведьм, которые устраивают пиршества и разные непотребства. Но в СССР свой праздник — Первомай, все шествуют на парад. За стенами больницы – несвобода, и, может быть, обитатели заведения, сбежавшие от мира, самые свободные люди на земле.

Венедикт Ерофеев прошел долгий путь — от детдома на окраине страны до филфака МГУ, сменил десяток профессий, и свое кредо высказал в знаменитой книге «Москва – Петушки»: «Я остаюсь внизу и снизу плюю на всю вашу общественную лестницу. На каждую ступеньку лестницы – по плевку».

Главный герой Гуревич (н.а.России Дмитрий Назаров) нонконформист по жизни с острым, врождённым чувством внутренней свободы, дорого заплативший за свою отдельность, независимость от общества.

Режиссер Уланбек Баялиев: «Герои пьесы – такие же изгои, как и сам Ерофеев. Люди, которые никому не нужны. Но они тоже нуждаются в любви – это главная жизненная необходимость. Что произойдёт, если её совсем не будет? Может быть, об этом – об отсутствии любви – наша история».

Режиссер закончил Щепкинское училище, был актером, учился режиссуре в ГИТИСе у Сергея Женовача, снимал телесериалы, выпускает спектакли во многих театрах страны – от Москвы до Уфы. Во МХТе им.А.П.Чехова это его вторая постановка после спектакля о Первой мировой войне «Сахарный немец».

«Гуревич – человек-космос. За ним прожитые годы, одиночество, у него ничего нет. Сыграть такого человека, стоящего у края, может артист с большим жизненным опытом и с большим талантом, умеющий молчать, думать на сцене…», — считает режиссер.

Как антипод герою представлен староста палаты Прохоров (н.а. России Игорь Верник), шустрый гоповатый администратор. Но он же и своеобразный двойник, такой же «голый человек на голой земле», находящийся «в полудне от финальной черты». Оба персонажа как две стороны одной медали.

Во время действия возникают ассоциации и с горьковской пьесой «На дне», неслучайно и Алексей Пешков был в молодости скитальцем, сменившим множество профессий. И с фильмом Милоша Формана по роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Разные страны, разные века, но одни и те же стены и ситуации. Всегда в сообществе людей выстраивается иерархия, кто-то главный, кто-то «шестерка», есть правдолюбцы, есть тихони, и всегда есть принуждение и насилие, как со стороны сокамерников, так и со стороны внешнего мира — врачей или надзирателей.

Автор считал свою пьесу трагедией, в театрах ее сделали трагикомедией, трагифарсом. В спектакле много сцен, вызывающих смех — иногда веселый, чаще грустный и горький. Много шуток чисто российских, с советских застолий, кухонных посиделок. Музыка Верди, Баха, Рахманинова, Малера сопровождает действие.

Постановка длится более трех часов. С премьерой, МХТ!

Галина Снопова.