Андрей Ургант: Без юмора никуда, особенно в нашей стране

Ургант

Вчера популярный телеведущий и артист Андрей Ургант отметил свой 65-летний юбилей. Андрей Львович – представитель знаменитой питерской актерской семьи. Его мама и папа, Нина Ургант (исполнительница главной роли в фильме «Белорусский вокзал») и Лев Милиндер, вырастили сына, что называется, за кулисами театра. Родившийся у Андрея сын — Иван Ургант, известный на всю страну телеведущий, — продолжил актерскую династию. Так что Андрей в некоем смысле является связующим звеном между старшим и новым поколением. Он снимался в фильмах «Снегурочку вызывали?», «Биндюжник и король», «Страсти по Владимиру», «Окно в Париж», «Прохиндиада», «Убойная сила», «Мастер и Маргарита», «Любовь-морковь», «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Белая гвардия», много работает на телевидении. И является желанным гостем на разных светских мероприятиях и кинофестивалях.

— Андрей, создается ощущение, что юмор – важнейшая составляющая вашей удивительной творческой семьи, что он у вас в крови и передается из поколения в поколение…

— Наверное, так. Чувство юмора у всех нас в семье природное. Всякие смешные реплики рождаются сами собой и мгновенно. Я считаю, что без юмора – вообще никуда, особенно в нашей стране. И, кстати, очень люблю играть в комедиях. Даже если играю алкоголика.

— Вас, питерского интеллигента, какой-то режиссер пригласил играть в комедии роль  алкоголика?

— Да. Режиссер и сценарист Ренат Давлетьяров.  В его  картине «Моя безумная семья» я  играл алкоголика-актера, которого, не зная о его страсти к спиртному, пригласил приличный парень, чтобы мой герой сыграл его отца при знакомстве с родителями невесты. Типичная комедия положений. А моей партнершей  там была Лариса Удовиченко, она играла «приглашенную мать» и тоже обладала своеобразной страстью — хорошо поесть.

Снимался я, кстати, и во всех  сериях «Любови-моркови». В этом «безобразии» уговорил меня поучаствовать Саша Стриженов. Еще запускаясь с первой картиной, он сказал: «Я уже снимал твоего сына Ивана, собираюсь снимать маму Нину Ургант, давай-ка в перерыве и тебя сниму!» Я прочел сценарий, он мне показался забавным: детей не убивают, «полный метр», отчего бы не поучаствовать? Словом,  согласился, а уж когда предложили «Любовь-морковь»-2 и 3, отказываться было и вовсе глупо.

— К настоящему моменту  вы снялись в полусотне картин и сериалов. Они очень разные — «Мамы», «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Воронины», «Мастер и Маргарита»… Кино российское на подъеме, а помните, было время, когда мы все думали, что оно вот-вот загнется, поскольку денег на него не было.

— Я и раньше был убежден, что дело вовсе не в отсутствии денег. Вот вспомните старый фильм «Война и мир» Бондарчука. Он финансировался частично, там в основном было натуральное хозяйство. Армия снималась бесплатно, нужны были солдаты для батальных сцен – приходили солдаты, нужны были пушки – приходили пушки. Всё это было не в виде денег, а в виде бартера. А потом родился фильм на героико-патриотическую тему – тут тебе  и героизм, и патриотизм, и любовь к родине. Я иногда думаю о том, что Тушин – очень поучительная фигура — защищал свою батарею не потому, что  думал о героическом подвиге и о том, что он представитель своей страны и своего народа, а потому, что он не получил приказ отступать. И не отступил, а в итоге вытащил сражение и победил. По единственной причине: потому что он – профессионал, он  профессионально сделал свою работу. Он сказал жене: «Я пошел на работу», то есть на сражение. И выполнил задачу. А то, что это грозило смертью, и то, что внешне это выглядело как подвиг, – пусть об этом уже потом, через 200 лет, рассказывают. Надо просто, чтобы мы все на своих местах были профессионалами. А вот этому надо учиться.

К кино не должны приближаться случайные люди?

—  Не должны. Нельзя прийти, например,  в кино из КВНа и сказать: «А я теперь, едрёна мать, буду писать сценарии, и я же еще буду в главной роли и буду это снимать». Когда так происходит —   снимают «ботву».  Ведь если ты хочешь ходить по проволоке, ты же не пойдешь без подготовки и страховки. А кино снимать? Для жизни опасности это вроде не представляет. Но на самом деле это представляет чудовищную опасность абсолютного нивелирования профессионалов. Помните, был период, когда деньги на людей в 90-е годы сваливались ниоткуда. Их мешками носили, эти деньги, не знали, куда их девать. Покупали самолеты, корабли, кино снимали, ну, чтобы просто не сжигать их хотя бы! Но это же безумие. И кино тогда снималось какое?!  Нет, не от наличия денег зависит качество кинематографа, а от наличия  башки у режиссера, от его  сердца, воспитания, начитанности и, наконец, от уровня одаренности. С годами эти критерии никуда не делись. Так что будут профессионалы – будет и  качество. Появилось огромное количество прекрасных многозальных кинотеатров. Но если кино хорошее, то его можно смотреть где угодно – в подвале, на чердаке, на простыне на стене здания. Так раньше и было. Я застал период, когда на стене показывали кино — и «порнуху» показывали, и гениальное кино, которое до нас по каким-то причинам не доходило. И нам хватало стенки, хватало кухни коммунальной. А сейчас все пытаются объяснить, что раз «нет государственных денег, поэтому и снимаем дерьмо». Не бывает так. Конечно, каждый артист мечтает встретить хорошего режиссера и сделать с ним что-то стоящее. И  тогда артисту совершенно не важно, будем ли мы ставить Шекспира или «Красную Шапочку». Лишь бы получилось.

— Возвращаясь к вашему дню рождения, что для вас в жизни было самым большим подарком, которые вам дарили?

— Самый большой подарок для меня – это мои дети. Правда, меня всегда ставили перед фактом, что «подарок будет», когда уже не было никакого выбора. Но я так счастлив, что дети мои получились качественные!

— Ваш сын Иван Ургант как-то сообщил, что свободное время любит проводить в кругу семьи. А вы чем занимаетесь, когда не загружены работой?

― Хожу на рынок, покупаю продукты и готовлю из них разные вкусности. Ванька, кстати, тоже испытывает трогательную привязанность к кулинарии, так что мы с ним постоянно обмениваемся рецептами. Я очень люблю ходить за покупками. Раньше посещал исключительно хозяйственные магазины ― не мог пройти мимо  разных разделочных досочек, ножичков и прочих полезных вещиц, потом стал заглядывать и в места, где продается хорошая одежда. Это меня уже Иван приучил. Раньше я ему давал советы, теперь он мне — такова диалектика жизни.

Елена Булова.

Фото из открытых источников и автора