20 ноября Департамент транспорта одним махом изменил маршруты более чем 200 автобусов в Центральном и Южном административных округах. Наверное, этот день москвичи надолго запомнят. И детям своим расскажут о дне столпотворения, дне непонимания, дне, когда когда опоздали везде, куда собирались, о Дне-Псу-под-Хвост… эпитеты можно подбирать долго. Словом, о дне, когда тезис «мы заботимся о москвичах» тоже пошел псу под хвост.
С точки зрения официоза
Разумеется, в изложении руководства Дептранспорта все выглядит вполне пристойно.
– Основная задача – повысить качество сервиса, который, в первую очередь, заключается в сокращении интервалов, – пояснил руководитель ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул – Снизить время ожидания на остановке и общее время в пути. Мы усиливаем выпуск автобусов на тех маршрутах, где наибольший поток, где требуется наиболее интенсивное движение автобусов.
А заммэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов дополнил: «Очень скоро количество людей, которые живут в шаговой доступности от магистральных маршрутов, увеличится в два раза».
Им вторит руководитель проектов в сфере ИТ и транспорта, эксперт в области городского транспортного планирования Алексей Радченко. По его словам, маршрутная сеть в столице формировалась в 60-70-е годы, была ориентирована на застройку того времени и сейчас, когда появились новые жилые районы, новые «центры притяжения», новые станции метро – нуждается в изменении.
– Число жалоб на маршруты было достаточно большим, – поясняет эксперт. – Старая маршрутная сеть формировалась в 70-е, по мере строительства метро, и теперь она уже не соответствует ни траспортным потребностям, ни жилой застройке. Система в целом оказалась очень архаичной, и потребностям ни пассажиров, ни города не отвечала. Если с точки зрения города это была просто неэффективная работа, то с точки зрения пассажиров – это много маршрутов, которые ходили кругами по району.
Итак, с учетом изменившихся «запросов горожан» маршруты наземного транспорта поделили на социальные, районные и магистральные.
Социальные идут к социально значимым объектам — больницам, школам, центрам госуслуг. Они отмечаются буквой «С», ходят раз в тридцать минут и заканчивают работу в 21 час.
У районных маршрутов интервал в среднем 15 минут, и на них можно доехать из одного района в другой.
Магистральные ходят по самым востребованным улицам. Они помечаются либо буквой «М», либо «Е» — это экспрессы, которые будут останавливаться не на всех остановках.
Цифры номера маршрута будут указывать на то, в каком именно из девяти московских секторов ходит данный автобус. Как пояснил заместитель главы Дептранса Алексей Митяев, Москву подели на девять секторов, и в первом из них — а это Юго-Запад — все автобусы будут начинаться на единицу. Например, м10, м11, м12, экспрессы — е6, е7, е8 и так далее. Районные — 101, 102, 103. Социальные — 124, 125, 126.
Вроде бы все логично и обоснованно, да?
Игра «в темную»
Главное, на что сейчас жалуются москвичи — всё было сделано без предупреждения. Нет, информация, конечно, проходила, но по таким источником, в которые мало кто заглядывает. Поэтому утро понедельника обрушилось на людей как снег на голову. И можно рассказать не одну животрепещущую историю.
В одном из чатов в Watsappe, где собралась группа по йоге, одна из участниц, извиняясь «за возможный спам», кинула информацию: отменили маршрут 99. Другая девушка схватилась за голову — она как раз собиралась выходить и ехать на этом автобусе!
Но это, как говорится, цветочки. Хуже было детям, которые в понедельник, как обычно, собирались ехать на автобусе в школу. Представьте себе, к примеру: садится ребятня на привычный автобус, который ходил от Киевского вокзала к «Маяковской». А на «Смоленской» всем объявляют, что автобус на Арбате развернется и пойдет обратно.
«Дети были в шоке, всем пришлось выйти, в автобусе было много детей без родителей – подросткового возраста и младше, – для которых это был привычный маршрут. Они вышли, у многих не было телефонов, резко поменялись номера автобусов, то есть не было вывески, что это бывший такой-то автобус, и они стояли, прождали минут 15 автобуса «Б», ждали 10-й, а оказалось, он сворачивает на Арбат. Автобус «Б» пришел забитый, дети туда не смогли попасть, у них началась паника, потому что все опаздывали в школу на уроки, замерзли», – рассказывают жители.
Почему нельзя было поменять маршрутную сеть во время локдауна, к примеру? Почему нельзя было заранее подготовить широковещательную информационную программу? Почему нельзя было хотя бы за неделю (а лучше за две) развесить объявления на остановках — особенно на тех, которые перенесли, записать громкие объявления в автобусах и электробусах? Зачем понадобилось срывать людям понедельник — который, как известно, и так день тяжелый.
И не повторится ли подобная история в других московских секторах? Программа-то рассчитана на весь город. Жители запада, востока, севера замерли в ужасе: выйдем на улицу в один прекрасный день — а там все перелопачено. И без предупреждения.
Логика людей из машин с мигалками
Такие глобальные изменения без предупреждения — это, конечно, неприятность, но неприятность сиюминутная. Ну, потерян один день, ну, пассажиры водителям (для которых тоже все случилось с бухты-барахты) подсказывали, куда ехать по приложениям на смартфоне. Пройдет время, все устаканится, утрясется, новые маршруты станут привычными, москвичи оценят их удобство и логичность…
Только в это мало кто верит. И основная проблема заключается в социальных маршрутах. Которые, вроде бы, должны быть самыми важными.
Во-первых, интервал, с которым они следуют. Полчаса. Возьмем, к примеру, маршрут С5, который ходит от станции метро «Новые Черемушки» до Нагорного бульвара. По дороге у него есть две значимые остановки: «Перекопская улица» и «Префектура ЮЗАО», рядом с которыми расположено два корпуса общеобразовательной школы №15. Уроки в школах начинаются в 8:30 утра. Один автобус проходит эти остановки в 7:43 – 7:45, второй в 8:13 – 8:15, третий в 8:28 – 8:30. То есть первый — слишком рано, третий — слишком поздно. Представляете, какая забитость будет у автобуса на 8:13? И сколько детей будут опаздывать просто потому, что они не успели прийти, например, на остановку «Метро Новые Черемушки» к 7:59?
Ну вот если подумать: вы установили социальный маршрут. Назвали его социальным потому, что он подвозит детей к школе. Спрашивается: зачем делать равномерные получасовые интервалы на всем графике? Не логичней ли пускать такие автобусы часто с 7:30 до 9 утра, а также в дневные часы, когда заканчиваются занятия? А потом уж интервалы могут быть и побольше.
Это было бы логичней, не так ли?
Впрочем, что я говорю о логике! Основная жалоба на социальные маршруты заключается в том, что они сейчас раздроблены. И для того, чтобы добраться от жилого массива до «социально значимого объекта», нужно сделать две – три пересадки.
Вот что заявил по этому поводу уже упоминавшийся Алексей Митяев:
«Создание такого формата сети позволяет экономить 10 – 15 процентов времени, потому что, когда у тебя непересадочная модель, ты сидишь и ждешь, когда же вот в ту нужную точку приедет автобус, который ходит раз в полчаса. Проще доехать десять минут на быстром, пересесть, еще пять минут подождать и еще десять минут проехать, чем ждать вдобавок к получасу ожидания еще полчаса или 40 минут, пока автобус доедет до твоей точки».
То есть, по его логике маршруты с пересадкой — быстрее и удобнее прямых. Конечно! Особенно, если у тебя маленькие дети, коляски, сумки. А уж зимой, когда ударят морозы, будет вообще замечательно!
Мало того, многие остановки отодвинули от школ, МФЦ, досуговых центров и поликлиник. Это тоже для удобства жителей?
Глас народа
Вот что пишут по поводу изменений москвичи:
«А вы людей спросили, умники? Теперь вообще никуда не доберешься. Вместо трех маршрутов оставили один».
«И я вот вообще не поняла, чье время они, ***, сэкономили?! В каком месте?! Мне теперь и пешком ходить в 2 раза больше, а с сумками или по плохой погоде это критично, либо садиться близко, но тратить по часу, пока там автобус накатается по районам близлежащим».
«Если раньше ты ехал по пробкам на одном автобусе, теперь ты едешь с пересадкой на двух, до которых еще и идти надо».
Разумеется, недовольный народ ищет причину и высказывает предположения. Одно из них — традиционное — в «страшной оторванности от народа». Вторая причина — сам «автор проекта». Это знаменитый урбанист Джарет Уокер, который делал транспортную схему для Дублина (1,1 миллиона человек), Вашингтона (706 тысяч человек), Рейкявика (134 тысячи человек). В Москве сейчас, по официальной статистике, больше 12 миллионов жителей, а некоторые эксперты оценивают численность населения вообще в 30 миллионов. То есть масштабы несопоставимые.
«Порадовал» также сотрудник Дептранспорта по информированию Даниил Баев своем заявлением: «Новая навигация создается в первую очередь для пассажиров, которые приезжают в незнакомый район. Например, я приехал в город, сел в автобус и сразу смог бы разобраться»
То есть новая навигация рассчитана под человека, который раз в месяц приезжает в другой район. А вовсе не для тех, кто в этом районе живут.
Алексей Митяев заявил, что «эмоции людей понятны» и пообещал, что полностью запустить проект московские власти постараются «опережающими темпами» к середине 2022 года.
Вот спасибо-то! Но, может, пока уже произошедшие изменения стоит подкорректировать?
Если наших читателей волнует эта проблема, пишите нам на электронную почту [email protected], [email protected].
Звоните в редакцию.
Яна МАЕВСКАЯ.