Есенин и его женщины

МХАТ им. М. Горького представил премьеру спектакля «Женщины Есенина» режиссера Галины Полищук по книге Захара Прилепина. В главной роли — Андрей Вешкурцев.

На сцене — разноцветье осенних листьев, они взлетают и падают, шуршат под ногами актеров, и в партере даже чувствуется их запах. Ведь фамилия Есенин от славянского «есень» — осень. Огромный солнечный круг на заднике сопровождает все действие, иногда обращаясь луной, меняющей форму (художники Айгарс Озолиньш, Ирэна Белоусова).

Первая сцена – все женщины собрались у могилы поэта, каждая как сгусток боли. Кто виноват, кто не долюбил, не досмотрел, не дотерпел? И возможно ли было что-то изменить…

Первая жена поэта Анна Изряднова (Мария Янушевская), мать его сына Юрия. Есенин только приехал из деревни, он полон надежд, но заносчив, самолюбив, переполнен стихами и красив как херувим. В этой паре столько юности, радости, счастья! А за порогом 1914 год.

Его начинают печатать. Редакции, тиражи, новые знакомые и… она – магическая Зинаида Райх (Алиса Гребенщикова). Венчание в 1917 году, любовь-ненависть, сын и дочь, невозможность быть вместе и невозможность расставания. Порочный круг страсти.

Сложность и накал отношений поэта со всеми его женщинами передаются танцами. Герои кружат, сплетаются, замирают и движутся в едином ритме. Опрокидываются в объятия друг друга. И всегда фоном — неслучайная кровать. Этот градус чувств мощно передается в зрительный зал, мы словно подключаемся к диалогу, оказываемся внутри этих пар.

И еще стихи. Яростные, полудикие, какие-то гормональные. Вот уж поистине, только человек с природной, «осенней» фамилией мог так остро и точно чувствовать природу изнутри, «как жену чужую обнимать березку», или как «отрок-ветер заголять» ей «подол… по самые плечи».

Москва, революция, слом старого мира. Они не могли не встретиться, те, о ком говорила вся столица: Айседора Дункан (Екатерина Волкова) и наш поэт в апогее славы. Взгляды-молнии. «Тебя представить ей?» — «Сама подойдет». И как задохнулись от первого, бесконечного поцелуя. Европа, Америка и… алкогольные загулы, по-русски скандальные и бескрайние. Любовь-болезнь, любовь-отчаяние, на грани и за гранью. Оторванный от родных корней, он не вынес разлуки и вернулся.

А дома ждет верная и преданная Галина Бениславская (Агния Кузнецова). Готовая служить, пестовать, принимать его любым, лишь бы был рядом. «Бесприютный поэт маниакально искал спутницу жизни». И она ею стала: другом, нянькой, секретарем. И любовницей. С ней же обсуждал свою следующую жену – Софью Толстую (Наталия Медведева). Последний брак продлился недолго.

И с начала и до конца в жизни Есенина присутствует его мать (Екатерина Стриженова), нагулявшая его брата на стороне, но прощенная любящим отцом поэта (н.а. России Михаил Кабанов).

Объединяет всех этих женщин любовь к герою, длящаяся всю жизнь. После расставаний, страданий, потерь, скандалов…. После его смерти они продолжали его любить. В их любви он искал вдохновение, своим талантом освятил их жизни, которые становились донорами для бессмертных стихов.

Главную роль в спектакле исполняет молодой актер Андрей Вешкурцев, это одна из первых больших ролей талантливого артиста. Он играет темпераментно, нервно, упоительно-достоверно. Есенинские стихи звучат будто изнутри актера. Яркие, индивидуальные образы его женщин также с блеском удались исполнительницам.

Спектакль задуман как семейная история, он и получился таким (инсценировка Елены Исаевой). Динамичным, музыкальным, красочным (композитор Сергей Геокчаев, хореограф Анастасия Кадрулева).

Можно с уверенностью сказать, что театральная Москва обогатилась еще одним интересным, талантливым спектаклем, который несомненно ждет аншлаг.

Галина Снопова.  

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x