Наука на распутье в условиях массированной атаки

На общем собрании Российской академии наук прозвучало около сорока научных докладов ведущих специалистов страны и мира, в которых проанализированы не только медицинские, но и экономические, социальные, психологические и другие аспекты пандемии. Российская наука дает хороший мобилизационный ответ на пандемию.

Массированная атака ведется по нескольким направлениям: в кратчайшие сроки зарегистрированы 94 отечественные тест-системы для диагностики COVID-19, разрабатываются новые вакцины на новых технологических платформах, на подходе – вакцина от омикрон-штамма коронавируса, зарегистрировано 14 лекарственных препаратов по показаниям COVID-19.

Об этом сообщалось в анонсе к пресс-конференции на площадке МИА «Россия сегодня» в пятницу, 17 декабря, президента Российской академии наук Александра Сергеева по итогам года на тему: «Роль фундаментальной науки в борьбе с пандемией COVID-19».

После пресс-конференции Александр Сергеев отправился читать лекции в новый научный центр в Сарове. Этот центр является предметом гордости и МГУ, и РАН. Здесь молодым ученым со всего мира будут предоставлены для экспериментов секретные установки. Кроме действующих установок построят новые.

Сам академик Сергеев настроен скептически и, очевидно, надеется на СМИ в том, что они как-то переведут немножко заумные выступления ученых на доступный обществу язык.

Напрасные мечты. СМИ не транслируют достижения науки. В самом РИА Новости самостоятельная научная редакция была ликвидирована при образовании медиахолдинга МИА «Россия сегодня». Глобальная акция «Пандемия нового коронавируса» скорректировала ход истории в сторону здравого смысла. Серия «Научные советы РАН» стала гордостью МИА «Россия сегодня». Параллельно здесь же прошло множество мероприятий без прямого отношения к науке, но при этом вскрывающих радикальную суть инфодемии с участием четвертой и пятой власти, то есть СМИ и блогосферы.

В целом получилось по еврейскому анекдоту про совет раввина о козе в доме. Сначала сделали плохо, потом частично исправили и ощутили, как же стало хорошо!

Судя по выступлению президента РАН Александра Сергеева, он вольно или невольно взял на себя роль трансляции и популяризации достижений отечественной науки. Такого главы академии еще не было. Из академиков подобную миссию выполнял Борис Львович Астауров, Остальные академики говорили заумно. А в роли трансляторов и популяризаторов отечественной науки выступали люди, оставившие в науке след больше всей академии – Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский, Роман Вениаминович Хесин-Лурье, Симон Эльевич Шноль и многие другие.

Ряд событий постсоветского мира резко изменили ландшафт науки. Пока Вашингтон и Пекин дипломатично спорили, кто сочинил коронавирус и нанес больше ущерба, российские ученые по велению Путина засучили рукава, изучили ситуацию с вирусом и с человеком, и первыми в мире создали вакцины.

Научные советы РАН в МИА «Россия сегодня» реально стали окном в неведомое. Текущая пандемия в своих отдельных проявлениях похожа на многое, что было раньше, но в целом это что-то новенькое и весьма необычное. По признанию Сергеева, если подхвативший грипп остается в уверенности, что его вылечат, для ковида – это не так.

Судя по информации научных советов, этиотропных лекарств против ковида нет. Почему-то не действует даже интерферон, группа белков из числа цитокинов с противовирусной активностью, являющихся частью системы иммунитета. Ситуация буквально средневековая, если ковид прицепится к человеку, на исход повлиять очень сложно. По счастью, уровень заболеваемости и летальности у нас ниже других стран. Однако есть и такой факт: набор известных исходов с разными конкретными причинами летальности дает большая группа вирусов, и причем не только респираторных, тут даже ротавирус примазался.

Мифов ходит много, антимедицинских и собственно медицинских, а с чем связано тяжелое течение болезни и летальность, строго говоря, неизвестно. На популяционном уровне понятно, что в среднем мужчины болеют больше женщин, но у занятых в типично женских профессиях, связанных с большим количеством контактов, заболеваемость выше. Особенно высокая заболеваемость в странах, где ликвидировали инфекционную медицину, где прошли государственные перевороты и ослаблена система государственного управления, и где в 90-е фактической вакцинации не было. Это Дагестан в России и Украина рядом. Там проблемы не только с ковидом, но и с корью, которая считалась побежденной.

Что качается возрастной структуры заболеваемости ковидом, она лабильна и, возможно, зависит от штамма. Мутабельность вируса гриппа строится мозаично и в какой-то степени предсказуемо, соответственно, вакцину против гриппа каждый год обновляют, адаптируя к прогнозируемому штамму. С ковидом ситуация непонятна. Сергеев рассказал, что омикрон-штамм коронавируса оказался очень интересен с точки зрения того, как он произошел. Огромнее количество мутаций по сравнению со штаммом дельта.

Такое впечатление, что вирус заставили мутировать, прежде всего рецепторную область ACE-2. Возможно, испытывали какое-то лекарственное средство. На этот счет есть много теорий, включая конспирологические. В то же время Сергеев считает вопрос с вакцинами против ковида в принципе решенным, чего нельзя сказать о лекарствах.

Сергеев подчеркнул, что вакцины обогнали лекарства. Специфических лекарств немного. В этом году активно идут работы по созданию новых препаратов. Федеральный центр биотехнологии создает новый тип лекарства, связанного с блокировкой вируса. Лекарства – основанные не на антителах, которые закрывают S-белок от проникновение вируса в клетку, а такие, которые блокируют поверхности клетки. Они не связаны со знаменитым рецептором ACE-2, через который вирус внедряется в клетку. Это другая область, так называемые гепарансульфатные рецепторы, которые притягивают к себе вирусы за счет электрофизических взаимодействий. И не только SARS-CoV-2, но гораздо более широкий класс вирусов. И препятствует взаимодействию конкретного вируса с конкретным рецептором, через который он проникает в клетку.

У нас есть такие ловушки, за которые вирус цепляется, находит конкретные рецепторы и попадает в клетку. Новое лекарство со сложным названием PDSTP.

Сергеев подчеркнул, что таких лекарств в мире нет, это первое. Идут доклинические испытания. Если получится, лекарство может быть использовано против других вирусов. Это один из хороших результатов нашей науки.

Также обсуждались антитеза коктейлей антител. Исследования ведет Институт биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова. Есть прямая линия – клетки-продуценты, которые будут нарабатывать антитела.

Есть триазавирин – разработки уральских ученых, он был разрешен в 2014 году как противогриппозный препарат. Оказалось эффективен против SARS-CoV-2. Там другая блокировка внутри клетки процессов, связанных с репликацией вируса.

Аналогичные препараты разрабатываются в ФМБА – это уже известный препарат МИР-19, который сейчас находится между первой и второй стадией клинических испытаний.

Что касается итогов Года науки, тут успехи скромнее, и можно отчитаться прежде всего числом мероприятий. Правда, Сергеев считает, что идея о необходимости повышать зарплату ученых актуальна. Не до китайской или североамериканской, такое невозможно в России, но все же зарплата ученых должна быть выше установленной указами президента, на уровне двести процентов от средней по региону.

Жаль, что зарплата об указах президента ничего не знает.

Лев МОСКОВКИН

Коллаж mospravda.ru

Добавить комментарий