В Пушкинском музее открывается выставка-посвящение Сергею Арцибашеву

Сегодня вечером в залах Государственного музея А. С. Пушкина на Арбате, 55/32  торжественно откроется Выставка-посвящение народному артисту России Сергею Арцибашеву «Надежды маленький оркестрик», приуроченная к  70-летию со дня рождения мастера. Выставка организована усилиями  Театра на Покровке, а также Некоммерческим партнерством «Культурная инициатива Восток — Запад», редакцией журнала «Сцена» и Биеннале театрального искусства.

За долгую жизнь Сергея Николаевича Арцибашева, ставившего спектакли в столичных театрах Комедии, Сатиры, имени Маяковского и  «Новой опере»,  с ним работало огромное число мощных артистов, среди которых Вера Васильева, Людмила Максакова, Александр Ширвиндт, Светлана Немоляева, Евгения Симонова, Ольга Прокофьева,  Ирина Апексимова, Игорь Костолевский, Игорь Золотовицкий, режиссеры Дмитрий Крымов, Геннадий Шапошников – все они приглашены сегодня на открытие,  многие будут в этот вечер делиться  воспоминаниями и  размышлять над тем, какой след оставил в их судьбе режиссер, коллега и друг Сергей  Арцибашев.

К творчеству  А. С. Пушкина, в здании Музея которого расположилась выставка, Сергей Николаевич имел трепетное отношение. Не случайно в  спектакль «Три сестры», с которого начинается экспозиция одного из залов нижнего этажа, и с которого начинался в 1991 году Театр на Покровке, Арцибашев органично ввел стихи Александра Сергеевича. Стихи читают гости на именинах у младшей из чеховских сестер — Ирины.

«Три сестры»  в 1991 году стали возвращением Арцибашева к идее театра-дома и художественным принципам молодого МХТ. В начале 1990-х арцибашевский спектакль покорил зрителей благоговейным отношением к семейному очагу. Зрителей  в том спектакле усаживали вместе с героями за щедро накрытый именинный стол (тут все были  дорогими гостями), любовь в прозоровском доме обнимала каждого во все времена. За окнами стреляли, «вели базар», ненавидели, завидовали, а в  Театре на Покровке разгулу и унижению противопоставлялось тихое благородство.

В том же зале выставки  можно увидеть атрибуты еще трех, самых первых , спектаклей Покровки — «Таланты и поклонники» (1992), «Месяц в деревне» (1993) и «Ревизор» (1993).

Именно за этот цикл Сергей Арцибашев получил свою первую Государственную премию.

Спектакль «Женитьба» (1996) стал продолжением гоголевской серии с приглашёнными актерами Игорем Костолевским, Михаилом Филипповым, Инной Ульяновой, Рамзесом Джабраиловым.

Сценографию и костюмы делал незабвенный Олег Шейнцис, который к тому времени уже работал  с Марком Захаровым и  мастерство которого  гремело на всю Москву, благодаря декорациям к «Юноне» и «Авось» и другим ленкомовским спектаклям. «Женитьба»  также была удостоена Государственной премии в области литературы и искусства.

В одной из витрин можно  увидеть  Почетные Знаки двух Государственных премий, а также фотографии С. Н. Арцибашева при вручении наград.

Общее название выставки на Арбате  — «Надежды маленький оркестрик».

Строка,  взятая из песни Булата Окуджавы, стала заголовком к  спектаклю, поставленному Арцибашевым в 1980 году в Театре на Таганке. И уже в 1998 году  постановка была возобновлена в Театре на Покровке с молодыми актёрами. Знаком и кодом режиссёра в обновлении художественных традиций русского психологического театра стала еще одна строка Окуджавы: «Под управлением любви». Все спектакли Арцибашева исследовали природу этого чувства. Поиски сопровождали мастера всю жизнь.

Залы первого этажа также  содержат уникальные экспонаты биографического раздела.

Сергей Николаевич Арцибашев родился в поселке Калья в 500 километрах от Свердловска. Обучаясь  по настоянию отца в Уральском политехе, Сергей в пятнадцать лет уже сыграл первую роль  — слуги в комедии П. Кальдерона «Дама-невидимка» в Народном театре. А в самом техникуме организовал драмкружок. Здесь он, чувствуя в себе задатки будущего режиссера,  поставил свой первый в жизни спектакль  «Отважное сердце» Иды Эвальд. Время действия в пьесе – разгар гражданской войны. В тюрьме — две девушки. Одна жертвует собой, чтобы спасти другую. Редкую фотографию Арцибашева в роли тюремной надзирательницы в спектакле «Отважное сердце» можно увидеть в экспозиции.

Проверка организаторских способностей мастера  продолжалась в армии — драмкружок, литературная студия для солдат, музыкальный ансамбль.

Именно в это время Сергей Арцибашев вступает в очень важную для него переписку с Марией Осиповной Кнебель, к которой потом поступил в ГИТИС. Он подробно пишет  ей о своих первых шагах на театральном поприще. Фрагменты письма  есть в экспозиции. Они доказывают искренность и стремление в театр молодого человека, едва ли не с самых ранних лет почувствовавшего собственное призвание. Мечту стать режиссером он начал осуществлять рано. Преодолевал препятствия, чтобы вырастать в себе профессионала. До поступления в ГИТИС, в который был принят лишь  со второй попытки, Арцибашев сумел еще и поучиться на актерском факультете Свердловского театрального училища (1972-1976) у Василия Константиновича Козлова и Якова Соломоновича Тубина.

Портреты этих его мастеров представлены в экспозиции. Кстати, годы, проведенные вместе с В. К. Козловым, Арцибашев считал самыми счастливыми в жизни. А дружба с Тубиным продолжалась до 1989 года. Письма Я. С. Тубина показывают, насколько важны были советы, уроки, оценки этого прекрасного педагога, опытного эрудированного критика для начинающего режиссера, вступающего в московскую театральную жизнь на рубеже 1970-х  и 1980–х годов.

Еще в Свердловском училище Арцибашев ставит Чехова.  Одна из афиш того времени сохранилась и представлена в коллекции афиш. Но с неменьшим упоением постановщик читает и  читает пьесы современных ему  советских драматургов.  Среди них пьеса А. Володина «Пять вечеров», которую он поставил  с выпускниками училища в 1977 году.

Позже, в Театре на Покровке, Арцибашев вернётся и к «Пяти вечерам» Володина, как вернется и к «Дракону» Е. Шварца, поставленному в первый раз с выпускниками ГИТИСа (1979-1980). Режиссерские разработки Арцибашева пьесы Шварца занимают большое место в экспозиционной инсталляции. В отношении современных пьес он был азартен, искал и открывал для себя новые и новые имена. Его влекли запрещенные пьесы. Так, одним из первых он в 1980-х начал доставать из-под спуда пьесы «подпольной» Людмилы Петрушевской.

«Любовь», а позже «Уроки музыки» Петрушевской — первый громкий успех Арцибашева, актера и режиссера. Он, кстати, несколько раз пытался ставить  бывшую под  запретом пьесу-притчу своего однокурсника по Свердловскому училищу Владимира Малягина «Утренняя жертва». Но удалось ему это осуществить лишь в конце восьмидесятых, когда он уже стал главным режиссером Театра комедии.

Пьеса Малягина «В тишине», нелюбимая театрами из-за религиозных убеждений драматурга,  была сыграна в 1989 году. Арцибашев брал в работу и пьесы почти неизвестного тогда Николая Коляды. Он любил рисковать — и выигрывать.

В жизни Сергея Николаевича случился роман с гремевшим на всю страну Театром на Таганке.

Еще в 1980-м Юрий Любимов пригласил студента 5-го курса ГИТИСа к себе,  и уже под занавес года на прославленной  сцене впервые был сыгран спектакль «Надежды маленький оркестрик», состоявший  из трех новелл. Свет рампы увидели произведения  А. Володина «Женщина и дети», С. Злотникова «Два пуделя», Л. Петрушевской «Любовь».

В экспозиции впервые представлены некоторые любопытные факты сотрудничества Арцибашева с Любимовым. Их отношения не были простыми. Особый интерес представляет подборка заметок Сергея Николаевича из его записных книжек  о Юрии Любимове и Владимире Высоцком. В спектакле «Надежды маленький оркестрик» молодой режиссер встретился в работе с Давидом Боровским. И именно Боровский предложил материализовать на сцене строчку Мандельштама  про «наволочки облаков».

Дайте Тютчеву стрекозу, —

Догадайтесь, почему!

Веневитинову — розу,

Ну, а перстень? — Никому!

Баратынского подошвы

Раздражают прах веков.

У него без всякой прошвы

Наволочки облаков…

В спектакле на сцене облака-подушки  словно опустились на землю и «укутывают» артистов. Так родилась яркая и запоминающаяся сценография «Оркестрика».  А вполне бытовые истории таинственным образом переродились и вознеслись к поэтическим высоким идеалам.

В середине восьмидесятых Арцибашев предложил Любимову поставить еще и спектакль о Марине Цветаевой, где сам должен был сыграть Андрея Белого. Но не случилось. «Пленный дух» зрители увидели только в 1992-м, причем уже на сцене «Покровки».

Спустя семь лет после Таганки к сотрудничеству Арцибашева приглашает другой большой театральный мастер —   Андрей Александрович Гончаров. На выставке можно увидеть фотографии репетиций режиссера  с Борисом Тениным и Лидией Сухаревской – пьеса «Жанна» Александра Галина. Гончаров настойчиво   уговаривает Арцибашева перейти в Театр имени Маяковского, который Сергей Николаевич  возглавил в 2002 году, чтобы поддержать дело рук самого Гончарова.

В Театр комедии при Росконцерте Сергей Николаевич был назначен главным режиссером еще в 1989-м. Эта история почти калькировала сюжет с назначением Любимова в Московский Театр драмы и комедии. В те годы вообще побаивались открытия новых театров, предпочитая использовать проверенные схемы. Арцибашев, получив театр,  тут же превращает его в экспериментальную лабораторию по работе с молодыми драматургами. Два сезона лаборатория носит название «Экспериментальная драматическая студия п/р Сергея Арцибашева», в  1991 году студия превратилась в Театр на Покровке.

Мечта юных лет о самостоятельном режиссерском творчестве, о дружном коллективе актеров, поверивших талантливому лидеру, стала для Арцибашева реальностью.  Он умел не просто заглядывать в будущее, но и имел  собственную долгосрочную художественную программу. «Покровка» прочно  взяла курс на русскую классику, которым движется и по сей день, возглавляемая Геннадием Шапошниковым.  Арцибашев собрал и вырастил за годы уникальную труппу артистов, аналогов которой, пожалуй, сегодня нет ни в одном театре столицы. В этой труппе каждый актер – настоящий бриллиант, и двух одинаковых вы тут не найдете.

Фотографии, представленные на экспозиции, позволят вглядеться в лица артистов Театра на Покровке разных поколений, ощутить живую жизнь спектаклей. Лучшее из запасников советских драматургов вошло в художественную программу театра — Арбузов, Вампилов, Володин, Гельман, Шварц. Новые имена — Мария Арбатова, Александр Пудин, Александр Шеянов — выглядят достойно рядом с классиками.

Афиши, макеты, эскизы, костюмы, рисунки к спектаклям, программы открывают визуальную панораму богатого репертуара, который молниеносно сделал Театр на Покровке одним из самых любимых и знаменитых не только в Москве, но и во Франции, Польше, Японии…

В центре следующего зала — элемент декорации спектакля «Гамлет». Эдуард Кочергин соорудил из элементов светящейся металлической сетки жесткий занавес, отделяющий реальный мир от потустороннего. Тень отца Гамлета возникала за ним.

В щели занавеса  незаметно исчезали мертвые, и из-за него же неожиданно появлялся после встречи с Тенью, резко постаревший Гамлет. Раздвоение Гамлета — основной внутренний сюжет, конфликтная страстность арцибашевской постановки. Роль Гамлета в одном спектакле играли сразу два артиста: молодого исполнял совсем еще мальчишка тогда, Евгений Булдаков, помудревшего играл сам  Сергей Арцибашев. Остались видеозаписи  монолога Арцибашева в роли Гамлета. Редко кто из  многочисленных в русском  театре исполнителей может похвастаться столь внятным  существованием  в этой роли: арцибашевский Гамлет  очень точно понимает, о чем, собственно, идет речь в произносимым им шекспировском тексте. Зритель получил мощный трагический спектакль о страшной схватке человека с самим собой. Трон Королевы из спектакля, шпаги, которые вонзала в пол Офелия в сцене сумасшествия  — всё это отсылы к кресту, который каждый человек должен пронести в своей жизни и которым он спасает свою бессмертную душу.

Не менее любопытна и история спектакля «Кабала святош» Михаила Булгакова, премьера которого  была сыграна в Марселе в 1998-м.  В этом городе до сих пор с восторгом вспоминают арцибашевскую постановку. В ней играли на одной сцене  актеры Театра Турски и актеры Театра на Покровке. Сценографом выступал Эдуард Кочергин. Москва же увидела «Кабулу святош» на рубеже тысячелетий, в  2000 году. На столичной сцене Мольера сыграл сам Сергей Николаевич, а образ короля Людовика  великолепно воплотил Евгений Булдаков.

Экспозицию в залах первого этажа  заканчивает «фотоокно» в спектакль «Сон» датского драматурга Стига Далагера. В главной роли в этом спектакле сыграла актриса Театра им. Евг. Вахтангова Людмила Максакова. Пьеса была впервые поставлена на русской сцене. История у Далагера начиналась со сновидения: бабушка видит во сне возлюбленного, громко произносит его имя. Проснувшиеся дочь и внучка начинают расследование — почти детективный сюжет. Арцибашев снова пытается проникнуть в тайны любви.

На сцене Театра на Покровке все эти годы Арцибашев реализовывался сразу в двух ипостасях. Он выступал в качестве режиссера и сам играл роли. Артисты  его театра  утверждают, что существовать с мастером на сцене было непросто. Когда режиссер Арцибашев что-то требовал, а артист Арцибашев это показывал, то актеры впадали в ступор – переиграть было невозможно, повторить – предельно сложно.

В театральной фантазии Андрея Максимова «Пастух» Арцибашев гротескно, хлёстко, не без приемов буффонады и фарса сыграл Ленина.  Гальванопластика  лица  актера в этой работе, превращающегося то в Ленина, то в самого Арцибашева,  до сих пор  потрясает воображение некоторых завзятых театралов. В роли дьявола выступила Нина Красильникова, роль пианиста исполнил  сын этой семейной пары — музыкант Сергей Арцибашев-младший.

Совсем в иной манере, и тоже без грима, Сергей Николаевич вышел на сцену Александром Сергеевичем Пушкиным в пьесе-композиции Дмитрия Крымова «Карантин. Болдинская осень». Здесь в полном объеме раскрылся его глубокий  психологический склад, редкая способность естественно-легко переключаться с одного состояния на противоположное.

Последний свой спектакль, «Набат», посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Арцибашев выстроил по стихам. На этот раз это были  стихи безмерно любимого им Владимира Высоцкого. Постановка стала одновременно реквиемом и по погибшим героям, и по поэту, без произведений которого не обходился, по сути, ни один спектакль Арцибашева.

В центре зала на верхнем этаже представлен спектакль «Евгений Онегин». Опера П. И. Чайковского поставлена мастером в 1996-м. И Театр на Покровке Сергея Арцибашева, и Театр «Новая Опера» Евгения Колобова, как самостоятельные единицы, появились на карте театральной Москвы в 1991 году, когда в стране всё разрушалось. Факт знаменательный — объединяющий. Колобов любил и ценил  Арцибашева. И позвал режиссера на постановку. Так что Арцибашев был одним из первых драматических режиссеров, приглашенных ставить оперу. Сценограф спектакля — Сергей Бархин. Изумительной красоты макет к спектаклю — подтверждение крепкого и глубокого взаимопонимания дирижера, режиссера, сценографа. Эскизы костюмов выполнены Элеонорой Маклаковой. Пары костюмов Татьяна и Онегин — Ольга и Ленский подчеркивают дуэтность выразительных мизансцен, которые выстраивал режиссер на планшете сцены. Этот музыкальный спектакль — начало цикла арцибашевских постановок по Пушкину. Потом будет «Карантин». В последнем спектакле Сергея Николаевича по классике — «Арбенин» Михаила Юрьевича Лермонтова — в параллель линии Арбенин-Нина выстраивалась линия Пушкин-Натали.

Экспозиция выставки также  знакомит посетителей со спектаклями, поставленными в Театре им. Вл. Маяковского, когда Арцибашев являлся Главным режиссером этого театра с 2002 по 2011 годы. Здесь представлены спектакли «Женитьба», «Карамазовы», «Мертвые души», «Ревизор»,«Как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович». Арцибашев и в «Маяковке» остался верен себе: ни на одной большой сцене театров Москвы в начале 2000-х годов не было такого сложнейшего, хорошо продуманного репертуара.

Ставил он в то время и в Театре Сатиры. Для Александра Ширвиндта, Михаила Державина и Веры Васильевой  возник легкий ироничный спектакль «Орнифль, или Сквозной ветерок» Жана Ануя.  А также масочная комедия Г. Горина «Счастливцев-Несчастливцев»(2002). Редкие фотографии любимых артистов в этих образах  представлены в  экспозиции.

За свою жизнь режиссер работал с художниками разных поколений. Это Давид Боровский, Сергей Бархин, Эдуард Кочергин, Олег Шейнцис, Александр Орлов, Дмитрий Крымов, Владимир Арефьев, Виктор Шилькрот, Элеонора Маклакова, Ольга Шагалина, Мария Козлова, Ольга Малягина, Ирина Чередникова, Ирэна Белоусова, Наталья Войнова, Любовь Подгорбунская, Юлия Волкова,Инна Габай. На выставке есть немало  эскизов, костюмов, макетов и рисунков этих художников, представляющих широкую палитру их индивидуальных манер и стилей. Арцибашев и в этом плане был собирателем лучших творческих сил.

Экспозиция будет работать до 23 января. Куратором выставки и одним из ее идейных вдохновителей выступает литератор и редактор  Елена Стрельцова, соратник Сергея Николаевича Арцибашева,  оказавшая неоценимую помощь в подготовке этого материала, которая сегодня вечером первой и проведет гостей по залам  выставки.

Елена Булова.

Фото автора

Главное фото предоставлено директором театра