В последние недели уходящего 2021 года перед многими встал вопрос: стоит ли ставить на новогодний стол такую традиционную роскошь, как красную икру?
Во-первых, она подорожала. Сильно. До исторического максимума, выше чем 5 тысяч рублей за кило. Причем причины этого подорожания, мягко говоря, не совсем ясны.
Во-вторых, ее качество, по данным Роскачества, уж простите за тавтологию, оставляет желать лучшего.
Путина бывает разной
Например, в прошлом, 2020 году, путина — то есть сезон нереста лосося, во время которого идет интенсивный вылов рыбы — стал очень неудачным. Выловили только 300 тысяч тонн, это минимальный показатель с 2009 года. Практически во всех регионах Дальнего Востока вылов рыбы снизился на 50%, а на Камчатке аж на 60% — это при том, что именно там добывается основная масса лососевых. Основной причиной назвали аномальную погоду.
Закономерно, что икра подорожала, и в ноябре прошлого года «перешагнула» барьер в 4 тысячи рублей за килограмм. Предыдущий рекорд был в августе 2018 — 3,9 тысячи рублей за килограмм.
Однако наступил новый, 2021 год. И, несмотря на то, что изменения климата по-прежнему будоражат умы людей, причиняют ущерб экономике и созывают политиков на всевозможные саммиты, путина 2021 года для России стала более чем удачной. По словам президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Германа Зверева, выловили 553 тысячи тонн лосося. Если пересчитать это в икру, то получится от 27 до 30 тысячи тонн. Это чуть ли не вдвое больше, чем нужно внутреннему рынку! По оценкам экспертов, россияне способны съесть 14 – 18 тонн красной икры за год. И в сентябре, подводя итоги сезона нереста, глава Росрыболовства Илья Шестаков пообещал: цены снизятся, ибо икры более чем достаточно.
Вопрос: почему тогда она опять подорожала?
Чем икра похожа на бензин, или Почему все дорожает?
Слышали анекдот: «Если цена на нефть вырастет, то в России подорожает бензин». Что логично: бензин делают из нефти. А если цена на нефть упадет, то бензин в России… тоже подорожает. Потому что дешевая нефть — это плохо для экономики.
Так вот: если в прошлом году икра подорожала потому, что наловили мало рыбы, но в этом году она подорожала потому, что выловили много. Потому что большие объемы трудно обрабатывать и транспортировать. Нет, честно: на полном серьезе есть такое объяснение, его автор — вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин.
Впрочем, есть и другие, менее анекдотичные объяснения. Например, сговор дальневосточных компаний, которые поставляют икру ритейлерам. Их немного, 10 – 15, и они обмениваются информацией. И если все говорят, что «икра подорожает», то, спрашивается, зачем ее отдавать по дешевке?
Между тем для рыбаков отпускные цены на икру наоборот, снизились. Они отдают ее на переработку за 2,8 тысячи рублей за килограмм. То есть остальные 2,2 тысячи с лишним «накручивают» где-то по пути от рыбака до прилавка.
Винят также торговые сети, которые решили нажиться перед новогодними праздниками на высоком спросе.
А еще винят… японцев. Например, директор Северо-Восточной компании, которой принадлежит бренд «Красное золото» Роман Хомутов сообщил, что 2021 году японские компании скупили всю мороженую икру. Поскольку японцев всего на 20 миллионов меньше, чем россиян, они вполне способны съесть всю нашу икру. Вместо нас.
Впрочем, японцы икру не только едят, но и активно импортируют, а прошлогодняя путина оказалась неудачной и для Страны Восходящего Солнца. Поэтому сейчас они активно пополняют хранилища, скупая запасы у соседей.
Поэтому тут вопрос к нашим производителям: почему продали?
Икра красная, нестандартная
И вот, на фоне этой вакханалии подорожания, Роскачество сообщило: икра не соответствует стандартам! Мало того, что дорогая — так еще и качеством ниже, чем следует!
Был исследован 21 образец красной икры. В 15 из них обнаружили кишечную палочку — это говорит о том, что икра хранилась при неправильном температурном режиме. А в двух образцах нашли запрещенный консервант уротропин, или Е-239. Конечно, консерванты в икру добавлять необходимо — иначе она не выдержит долгую дорогу с Дальнего Востока до наших прилавков. И список разрешенных консервантов достаточно большой: это Е-200, Е-201, Е-202, Е-203, Е-211, Е-212, Е-213. А вот уротропин был запрещен в 2008 году, ибо при расщеплении образует формальдегид. Тем не менее производители его используют потому, что консервирующий эффект у него выше, чем у других «ешек». Конечно, маловероятно, чтобы в маленькой баночке икры содержалось то количество уротропина, которое может навредить здоровью, но сам факт использования запрещенного консерванта уже неприятен.
Уротропин был обнаружен в икре «Сонико-Чумикан» и «Корсаков».
Кишечная палочка нашлась в пятнадцати образцах икры. Кроме того, в шести торговых марках было выявлено повышенное количество общего числа микроорганизмов. А в одном образце («Золото Сахалина») оказалась плесень.
При этом в исследовании Роскачества отметили, что в икре не выявлено дрожжей, золотистого стафилококка, а главное — нет клостридий, сальмонелл и других патогенных организмов. Однако наличие даже «мирной» микрофлоры уже говорит о нарушении технологий.
В икре «Асто» обнаружен антибиотик энрофлоксацин, это говорит о том, что рыба «культурная», была выращена на рыбных фермах. Нарушением ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» это не является, но требованиям Роскачества не соответствует.
В трех торговых марках — «Сделано в море», «Асто», «Московский рыбокомбинат», «Киржачский консервный завод» — обнаружен желтый краситель «солнечный закат» (Е110), который не был заявлен в маркировке. Надо сказать, что использование красителей в икре — дело достаточно обычное и допустимое, но производитель обязан указать это на баночке, а также отметить, что продукт «Содержит краситель, который может оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей».
Судя по результатам исследования, если уж покупать икру, то «ВкусВилл» или Metro Chef.
В банках «Асто» кроме красителя оказалось слишком много джуса — жидкости, которая вытекает из раздавленных икринок. Согласно стандартам Российской системы качества, его не должно быть более 1 процента. «Асто» же допустило 12,9% жидкости. У «Московского рыбокомбината» 10% (что тоже обидно), у «Киржачского консервного завода» и «Тунгуна» – по 7%.
Осторожно, подделка!
У «Киржачского консервного завода» нашли уловку, которая по закону не наказуема, но заставляет задуматься. Представьте себе: банка, оформленная в классическом икорном стиле. Спереди написано «Икра», а сзади… «икорный продукт»! Что это за зверь и с чем его едят?
Дело в том, что кроме икры натуральной есть еще и ее имитация. Делают ее обычно из водорослей — агара, агароида, альгината. Из них варят желе и формируют шарики под размер икринок. Фактически это вроде мармелада (мармелад ведь тоже делают из агара), только не сладкий, а соленый. На вкус искусственная икра, разумеется, сильно отличается от настоящей, она однородная и не лопается при нажатии.
Закон прямо запрещает называть молочный продукт молоком, но для икры подобного запрета нет. С другой стороны — налицо введение потребителя в заблуждение.
Надо отметить, что «Киржачский консервный завод» очень оперативно отреагировал на замечания Роскачества. Он сообщил, что разработал новую этикетку, на которой крупно написал «икорное рыбное изделие», указал процент (по заявкам, в этих консервах 60% настоящей икры горбуши), обещал также указать все необходимые сведения о красителе.
Однако на полках магазинов еще могут оказаться старые банки без этих указаний.
Почему икра портится?
Одна из причин — низкое содержание соли, отметили в Роскачестве. Связано это с тем, что народ сейчас «подкован» насчет здорового образа жизни и знает, что много соли есть вредно. То есть имеется четкий запрос со стороны потребителя на малосольную икру. Проблема в том, что соль сама по себе является консервантом и средством обеззараживания. Если рыбу начали разделывать не прямо сразу после вылова, если она хотя бы час-два полежала в тепле, а после этого еще и икру закатали с недостаточным количеством соли — конечно, она испортится, говорит руководитель направления развития потребительского рынка рыбного союза Сергей Гудков.
Еще одна причина — неправильное хранение. По правилам, в магазине и на складе икра должна храниться в холодильнике при температуре от -4 до -6 градусов Цельсия. Это не общий холодильник с молоком, маслом и кефиром — там температура выше, от 0 до +4 градусов!
Поэтому один из советов звучит так: покупайте икру в супермаркетах, в которых вы видите, что она находится в отдельном холодильнике с соответствующей температурой.
Надо сказать, что у магазинов формата «у дома» дела с этим обстоят достаточно плохо. В поисках лососевой икры мы обошли несколько магазинов «Дикси» и «Пятёрочка».
На полках была в основном тресковая икра. В «Дикси» она стояла просто на полках, там, где рыбные консервы. Рядом с тунцом и сайрой. Еще там стояла баночка «лососевой икры» с честным предупреждением «имитированная». За 229 рублей.
Еще в одном магазине «Дикси» была обнаружена икра горбуши «Свежий улов». По «желтому» ценнику, всего за 299 рублей. Только вот беда — она тоже стояла не в холодильнике, а прямо на кассе. Видимо, чтобы не украли. Правда, баночка была холодная, и кассирша сообщила, что ее вот только-только вытащили из холодильника. Но тем не менее подозрительно: почему ценник-то пожелтел?
В «Пятерочке» лососевой икры не наблюдалось — только тресковая. Причем если в одном магазине она тоже стояла на полках, то в другом — ура! — в холодильнике. Опять-таки там была икра трески и лососевая имитированная. На этот раз — «Царская». На термометре стояла температура 1°С — на пять градусов выше, чем должно быть.
Вот посмотришь на все это безобразие и задумаешься — а действительно, стоит ли ее покупать? Может, обойдемся один год без икры?
Яна МАЕВСКАЯ.
Фото Алёны Бодриенко