Гайдаровский форум – зерна истины в море пустословия

Нет сомнений, 2022 год может переплюнуть двух своих ковидных предшественников по аномальной ненормальности. К обычной ненормальности мы уже привыкли.

Обычно год начинался Гайдаровским форумом на площадке РАНХиГС (RANEPA) для миссионерского обращения темной России к светлым рыночным идеалам. На первые созывы форума западные эмиссары рыночной демократии усердно ездили, чтобы просвещать российских туземцев в лице профессуры РАНХиГС. Однако российские либералы из ВШЭ и окрестностей оказались круче, а за пределами этого узкого круга далеких от народа революционеров нашлись головы поумнее. В итоге Гайдаровский форум схлопнулся до формата информационных пузырей-междусобойчиков. С одной стороны, восторженные волонтеры, с другой – уверенные в собственной правоте министры использовали площадку форума, чтобы ошарашить друг друга и, соответственно, свалить на коллег ответственность за то, что по либеральным алгоритмам жить не получается и получиться не может.

Ведь главное не что сказал, а кто и где. Гайдаровский форум – идеальная площадка.

Тема озеленения экономики и декарбонизации энергетики стала дежурной на Гайдаровском форуме. Истину хоронили долго и постепенно. Официально она прозвучала в последний раз от имени Москвы устами Антона Кульбачевского именно на Гайдаровском форуме.

С тех пор высказались уже, кажется, все: и кто за тридцать лет несоветской власти так и не привык к безудержному вранью, и кто успел встроиться в прогрессивные тренды с целью карьерного признания.

Согласно традиции, мемы для обозначения одного и того же жульничества менялись. В теории эволюции это явление называется викарированием. В последнее время сукцессирует акроним ESG – environment, social или sustainability, governance. Согласно Википедии – экологическое, социальное и корпоративное управление — три критерия, в соответствии с которыми принимается решение о возможном сотрудничестве с компанией или отказе от него.

Согласно законам интегрированных маркетинговых коммуникаций, звучание слова важнее его смысла. Больше всех не повезло названию лучшей из наук, экологии. Однако буква E в данном ракурсе к защите окружающей среды имеет отношение не больше, чем к экологии.

Что касается остальных двух букв, социальный эффект заведомо отрицательный и развитие намеренно неустойчивое. А вот что касается качества корпоративного управления, тут придется напрячься и мобилизовать все возможные ресурсы от GR, по-русски кумовство, до шантажа и коррупционного подкупа, также выделения отдельной строкой в корпоративном бюджете расходов на продвижение в СМИ и сетях социальной, зеленой и устойчивой ориентации компании.

Тема ESG стала предметом радостных восторженностей на нескольких панелях форума.

Дух всеобщей Гайдаризации испортила та, от кого точно не ждали – председатель Банка России Эльвира Набиуллина на панели по макроэкономическим приоритетам.

«Сейчас начинает действовать мощный, долгосрочный, структурный и проинфляционный фактор, который называется «энергетический переход». Это тоже проинфляционно, потому что экологические технологии, которые еще не все доступны, они будут дороже. Инвестиции в традиционную энергетику в силу неопределенности меньше, это тоже будет дороже. То есть это все, по сути дела, ESG-фактор – это такой длящийся будет шок предложения. Аналогично тому, что было с нефтяными ценами в 1970-х годах», – заявила Набиуллина без обиняков.

Короче, и она туда же, открывать Америку.

В череде проинфляционных факторов ESG далеко не на первом месте, но СМИ раструбили.

«Некоторые эксперты называют нынешнюю ситуацию беспрецедентной неопределенностью. Но думаю, что вызов для глобальной экономики, при всем разнообразии для разных стран, единый – как обеспечить экономический рост и темпы экономического роста. Потому что ожидания по темпам роста ниже, чем были у нас, например, в 2000-х или 2010-х годах», – Набиуллина явно решила идти напролом до исчерпания темы, как она ее понимает. – Сейчас остро стоит выбор для многих стран, что поддерживать – финансовую стабильность или ценовую стабильность одними и теми же инструментами. Многие центральные банки, даже те, которые долго вели абсолютно мягкую денежно-кредитную политику, показывают свою готовность повышать ставки в ответ на рост инфляции. К чему это приведет с точки зрения обслуживания долгов, государственных, корпоративных, домохозяйственных – это огромный вызов».

Глава Банка России, согласно своему статусу, утверждала, что в России макроэкономическая ситуация лучше, однако в стране есть свои вызовы в плане поддержки роста экономики.

«Мы вышли уже на доковидные тренды и у нас стоит вопрос – как и за счет чего мы будем расти. На мой взгляд, здесь несколько вызовов. Первое – это состояние рынка труда, потому что мы видим дефицит уже и низкоквалифицированной рабочей силы, который можно частично решать за счет миграции, но структурные послепандемические сдвиги привели к еще большему спросу на такую рабочую силу, поэтому это вопрос достаточно острый», – и в этих словах Набиуллиной ничего особо нового нет, за исключением того, что главе мегарегулятора приходится признавать очевидные факты.

Набиуллина продолжает говорить про низкую производительность труда в России.

Она в упор не замечает оценок председателя думского комитета по труду и социальной политике Ярослава Нилова: «В России труд недооценён и обесценен. У нас крайне низкие заработные платы, стоимость рабочего часа в несколько раз занижена по сравнению со стоимостью рабочего часа в европейских странах со слабой экономикой. Человек труда низведен в России до уровня раба, ведь только так можно назвать гражданина, работающего только за еду и крышу над головой».

Понятно, депутата Ярослава Нилова на Гайдаровский форум не приглашают.

Что касается Набиуллиной, она приукрасила хроническую тему по-новому. По ее словам, существует и недостаток высококвалифицированной рабочей силы, которая влияет на производительность труда и его перемещение из неэффективных секторов экономики в эффективные. Также стоит вопрос поддержки на плаву предприятий с большой занятостью.

«Тут не справиться без частных инвестиций. Здесь второй вызов – мотивации для частных инвесторов. Часто говорят, что таких инвестиций недостаточно из-за высоких ставок по кредиту. Однако, на мой взгляд, это нежелание брать на себя акционерный риск», – Набиуллина явно не слушала не только депутата Ярослава Нилова, но и Андрея Макарова, и это уже совсем непростительно. Ведь дураков с деньгами нет, чтобы вкладывать в российское производство в условиях высоких ставок, высушивания денежной массы, недооцененного труда, запретительных налогов, рисков рейдерства и искусственного банкротства.

Набиуллина назвала оправданным расширение государственно-частного партнерства и разделение таких рисков между государством и бизнесом.

В представленной рекурсии Набиуллина имеет отношение не ко всем пунктам, но ее роли достаточно для подавления развития России. Не зря Банк России сопротивляется введению в закон своей ответственности за создание рабочих мест и развитие экономики.

Депутаты Думы много раз говорили Набиуллиной, что нельзя бороться с немонетарной инфляцией монетарными методами. По сути, ее политика рестрикций денежной массы обескровливает экономику и работает так же депрессивно, как раскрутка инфляции.

Спецпредставитель президента РФ по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс в теме озеленения экономики исповедует традиционную позицию соответственно своей должности. Он предупредил, что энергопереход потребует реструктуризации многих отраслей экономики России – промышленности, сельского хозяйства, строительства и металлургии. А это, в свою очередь, потребует большого пересмотра социальной политики государства, чтобы подготовить людей к изменениям. Будут созданы абсолютно новые отрасли: водородная энергетика, сфера утилизации углерода.

Чубайс заверил, что в новых отраслях хозяйства у России большие перспективы стать мировым лидером.

Одновременно он утверждал, что принятая в России «Энергетическая стратегия до 2035 года» неправильная. Она была разработана людьми, которые были убеждены, что никакого энергоперехода нет и не будет. Стратегию энергоперехода нужно пересматривать, поскольку самые опасные ошибки – стратегические. А на основе этого документа планируется развитие нефтяной, газовой и угольной отрасли, а также электроэнергетики.

Уже есть поручение президента о пересмотре энергостратегии, и не до 2035 года, а до 2050 года. Там появятся новые цели и компоненты, учитывающие вызовы нового времени.

Чубайс считает, что выжидательная позиция ни к чему хорошему не привела бы. Через двадцать лет мы бы выглядели так, как сейчас выглядят страны без интернета.

Вот так же Чубайс редактировал электроэнергетику. Взял на себя неблагодарную роль, собрал остатки нерастраченной народной ненависти и отпустил тарифы в свободный полет. Второе условие Запада не выполнил, ЕЭС России осталась единой. Деятельность Чубайса позволила убрать локальные перегрузки, снизить аварийность и повысить качество электроэнергии по стабильности напряжения и частоты. После Чубайса осталось несколько совершенно непреодолимых проблем. Но при нем они, по крайней мере, обсуждались публично. А сейчас газовик Павел Завальный во главе думского комитета по энергетике без лишнего шумового оформления принимает новый закон об электроэнергетике в пользу поставщиков. Делается это при полном непротивлении злу.

Рост рисков в связи с ESG-переходом для России сомнителен, это лишь одна деталь общей картины. Для изнеженного золотого миллиарда катастрофа, а у нас будет так, как говорил юморист Михаил Задорнов: конец света мы в России и не заметим.

Риски пришли, откуда не ждали. Тема ESG звучала на многих панелях Гайдаровского форума без погружения в смысл, исключительно на уровне элемента лингвистической войны. Типичный пример представила панель, которую провела проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина.

Тут говорили о лидерстве экологических изменений и реализации целей устойчивого развития. Тема ESG названа в комплекте с наставничеством, принципами экологичности, потребностью делиться добром, проектами приюта для бездомных животных, городского обустройства улиц. Безошибочно выбраны модные тренды, составляющие ДНК нашего прекрасного нового мира, нарисованного жизнерадостными волонтерками – лидерами мнений.

Эти активные молодые дамы используют по максимуму западную лексику и агрессивно лезут в образовательную сферу, имея карт-бланш на обход закона о просветительской деятельности.

Тут тоже не без пользы, ввиду конкуренции с главным просветителем России Германом Грефом. Способ использования терминов без связи со смыслом Греф апробировал одним из первых с поста министра экономического развития, используя депутатов в качестве подопытных кроликов. Вредный отличник Журфака Дмитрий Рогозин не постеснялся спросить, что такое «кластер»? Греф тоже не знал.

На посту президента Сбербанка Греф неуязвим для депутатской агрессии.

Лингвистическая война началась еще до распада СССР со слов Кыргызстан, Татарстан, Молдова, Балтия, Центральная Азия. На Гайдаровском форуме случился расцвет тарабарской лексики, которая ломает не только язык, но и национальный менталитет. Это вот и есть проявление настоящей soft power, а не просто продвижение национальной культуры. У страны-эмитента национальной культуры не осталось, одни пауэры.

Разумеется, Герман Греф и Гайдаровский форум – как Ленин и партия, одно без другого не бывает.

Греф принял участие в панели «Точка опоры в условиях стремительных перемен. Как человеку адаптироваться к происходящей быстрой смене всего». Он поведал, что мы всегда готовимся к вчерашним кризисам, а новые будут совершенно другими. Углубленное исследование причинно-следственных связей позволяет профессионально подготовленному человеку прочувствовать возможность выхода из трудных коллизий и быть готовым к нештатным-штатным ситуациям. У нас всегда есть пусть и небольшой, но ресурс времени, и нам важно научить человека управлять собой во временном пространстве.

Дальше Греф завел любимую шарманку про отсталость России. Что бы он ни говорил, у него неизменно получаются дауншифтеры.

На сей раз он сказал, что наш опыт, наше образование слишком шаблонны. Мы знаем, что делать, только в тех ситуациях, которым нас научили заранее, а мир всё время меняется.

Мысль в общем нехитрая и ни к чему не обязывающая.

«Постоянное саморазвитие и поддержание в себе энергетического баланса, энергетической наполненности – залог постоянного развития, умения понимать вызовы и находить на них верные решения. Выгорание, опустошенность, синдром Мартина Идена, потеря мотивации на гребне успеха, связаны с тем, что целеполагание выстроено неверно. Главный враг человека – это его эго, неумение или страх преодолеть себя, понять верные ориентиры», – сказал Герман Греф.

Герману Грефу синдром Мартина Идена не грозит, поскольку в свой успех он ничего не вкладывает, просто сдает в аренду свою элитарность, гребет ренту и выступает в роли просветителя, как надо жить.

Он не первый и далеко не единственный. Пётр Авен, например, успел больше. По сравнению с этими людьми Набиуллина и Чубайс реально делают то, чему Греф безнаказанно поучает.

Показательную панель Гайдаровского форума «Уроки пандемии: домашнее задание для регионов» провел без шума и пыли, чисто по-деловому, Министр здравоохранения Михаил Мурашко.

Организаторы дискуссии подготовили анонсирующую информацию, согласно которой мировые системы здравоохранения продолжают адаптироваться к условиям «новой нормальности». Необходимо продолжать обеспечивать все слои населения качественной медицинской помощью, бороться с последствиями пандемии и достигать стратегических целей. В настоящее время происходит пересмотр многих процессов в отрасли здравоохранения: в сфере лекарственного обеспечения, цифровых процессов и сервисов, обеспечения готовности системы к возможным эпидемиям.

Обсуждали, как реализовать на практике то, что Греф предлагал теоретически. В отличие от него, Мурашко ситуацией владеет и воспринимает ее как военную.

О профессиональном выгорании врачей не говорили. Регионы при поддержке федерального центра стараются сократить трудозатраты и психологическую нагрузку медицинских работников, обеспечивают их транспортом, переводят вызовы пациентов для маршрутизации на единый номер 122 с кол-центрами на базе МФЦ, выделяют деньги на поощрительные выплаты за вакцинацию представителям групп риска – пожилым и беременным, переводят рецепты и больничные в электронную форму, финансируют лекарства для лечащихся амбулаторно, снабжают аптеки жаропонижающими и иммуномодуляторами.

Разумеется, делают это не все, поэтому можно сравнить, какие меры дают лучший эффект. Сельское население оказалось более законопослушным и прогрессивным в плане вакцинации по сравнению с городским. Местные фельдшеры себе не враги, без лишних слов велят вакцинироваться.

Говорить о профессиональном выгорании врачей бесполезно и опасно. В медицинской среде распространена скорее озлобленность, чем выгорание, и проявляется она среди прочего в партизанской пропаганде антиваксерства.

Нечто подобное было в 90-х с военнослужащими в горячих точках. «Только не предавай меня, Родина!» – писал о том времени Юрий Щекочихин.

Кому-то не дает спокойно спать жизнестойкость россиян и прогрессивность русского здравоохранения. В России не достигается запланированный эффект инфодемии и параллельно банальных клещей, когда запустив пандемию, после появления вакцин запустили массовые протесты против вакцинации.

Мурашко поставил перед губернаторами вопрос: что делается в плане готовности к следующей волне коронавируса? У нас появилось понятие кислород-менеджмент. Доходило до того, что кислород использовали как средство дорого обдува. С кислородом помогли Минобороны и Роскосмос. Регионы закупают кислородные концентраторы, они подходят для терапевтических отделений, в реанимации нужна разводка кислорода.

Страны, которые столкнулись с омикрон-штаммом, получают повышенную нагрузку на амбулаторном звене. Мобильность медицинских работников выходит на первый план. Возможно, придется возить пациентов в поликлинику.

Работа с населением распадается на медицинскую и немедицинскую части.

«Мысли глобально, действуй локально», – заключил Мурашко и призвал всех позаботиться о своем здоровье, пройти вакцинацию и бустерную ревакцинацию.

О ситуации с вакцинами сообщил Глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев.

Он сказал, что крупные международные фармацевтические компании «большой фармы» заинтересованы в воспрепятствовании продвижению российской вакцины на мировом рынке, именно поэтому лоббируют санкции против РФПИ.

Дмитриев заверил, что вакцины «Sputnik-V» и «Sputnik Light» эффективны против омикрон-штамма.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин уверен, что говорить о последствиях нового омикрон-штамма коронавируса для российской экономики и о каких-либо массовых выплатах людям в связи с ним преждевременно.

«Я не думаю, что именно сейчас нужно пересматривать прогноз ВВП или сейчас уже говорить о каких-то массовых выплатах. Пока нет, но если потребуется, то опыт у России уже есть», – считает Кудрин (цит. по РИА Новости).

Интерес главы СП понятен, для него важнее омикрона привычный спор с Минэком по прогнозу роста российской экономики в 2022 году на три процента. Кудрин прав кругом, и рост будет ниже прогноза, и омикрон ни при чем.

Членкор РАН Петр Чумаков считает, что вирулентность омикрон-штамма столь высока, что им могут переболеть все россияне. Видимо, таким образом он вытеснит своих родственников в короне. Снижение патогенности омикрон-штамма дает надежду на то, что постепенно он превратится в сезонное заболевание.

Правда, мы нечто подобное уже слышали еще до появления вакцины.

Я не ставил задачу репрезентативного отчета по Гайдаровскому форуму. Честно сказать, он меня изрядно утомил изъянами в организации, обилием пустопорожности вперемешку с лоббированием проектов, так или иначе ухудшающих качество жизни и деловой климат. Деньги из мусора, платные дороги, снижение проверок бизнеса, плюсы интеграции ЕАЭС – все это и многое другое изрядно прискучило.

Наверняка я что-то упустил, но чтобы вылавливать зерна истины в море банальностей и пустословия, надо быть сказочным героем.

Лев Московкин.

Фото: скриншот видео Дума ТВ

скриншот видео Дума ТВ

Добавить комментарий