Музыка и Достоевский

Совершенно уникальный  проект представили в Малом театре — премьеру спектакля «Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского. Впервые наш классический традиционный театр предлагает спектакль в сотрудничестве с Зимним международным фестивалем искусств в Москве, то есть с выдающимся музыкантом Юрием Башметом и его оркестром «Солисты Москвы», режиссером и художником Виктором Крамером. В роли рассказчика – Сергей Гармаш. С участием студенток Щепкинского училища.

Юрий Башмет«Я очень рад, что наш новый большой театральный проект мы сейчас готовим в Малом театре. Сережа Гармаш предложил мне идею постановки по «Кроткой» Достоевского еще несколько лет назад. Спектакль обсуждался и готовился довольно давно. А сейчас, когда я вижу, что идея обретает «кровь и плоть», я получаю огромное творческое и человеческое удовольствие на всех этапах воплощения идеи в жизнь. У нас замечательный режиссер, Виктор Крамер, прекрасная музыка Кузьмы Бодрова, написанная специально для спектакля, уникальные декорации и совершенно невероятный актер, от которого я просто не могу оторваться даже во время репетиций. Отдельно мне хочется сказать огромное спасибо всему коллективу Малого театра. Все, начиная от Юрия Мефодьевича Соломина и Тамары Анатольевны Михайловой до самых простых сотрудников театра, с невероятной теплотой и вниманием относятся к нашей идее».

То, что представили зрителям на сцене филиала на Ордынке, по-настоящему потрясает. Сергей Гармаш в роли рассказчика открывается абсолютно новыми гранями как большой трагический артист. Кстати, приемная комиссия Щепкинского училища с участием Юрия Соломина когда-то давно не оценила Гармаша-абитуриента, зато в Школе-студии МХАТ с его двадцатиминутным отрывком из Достоевского сразу приняли в свои стены. В театре «Современник» Сергей Гармаш служил более тридцати лет, но так близко к Достоевскому приблизиться не пришлось. Артист давно бредил текстом «Кроткой», и какие внутренние мотивы двигали его мечтой — можно, наверное, понять только теперь, после спектакля «Кроткая» в Малом театре.  Сложнейший образ, чем-то напоминающий «подпольного человека», в чем-то весьма схожего с автором рассказа и других произведений…

Сегодня, наверное, сложно представить такого литературного героя, так откровенно обнажающего свою душу, свои мысли от потрясения страшной утратой любимого и замученного им же самим человека. Перед нами страдающая личность, соприкоснувшаяся с такой немыслимой (особенно в наше-то время) чистотой и духовным совершенством, что его мир рушится у нас на глазах, не оставляя даже самой малости оправдания себе. Артист восходит к таким трагическим и мучительным вершинам раскаяния, что даже лежащая мертвая кроткая прикасается к нему с прощением. Только вот сам себя не прощает этот безумец, лишь у гроба жены понявший свою вину. Музыка, в которую вплетены малеровский и шнитковские мотивы, параллельно с ним ведет свой рассказ.

Потеряв все, что давало возможность счастья, жизни, рассказчик начинает общение с высшими силами. И прощальное соло альта в руках Юрия Башмета оставляет ему шанс покаяния…

Ирина Шведова

Фото автора

Справка:

Третий Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Москве объединил 12 концертов и театрально-музыкальных постановок на семи площадках города. Мировые премьеры, концерты, спектакли, литературно-музыкальные постановки с участием популярных актеров театра и кино, а также концертные вечера с участием всемирно известных российских и иностранных музыкантов. Москва, благодаря проведению полномасштабного фестиваля академического искусства, станет еще более значимым культурным центром. «Кроткая» завершает фестиваль. 

 

 

 

 

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x