«Хочу замуж»: комедия с элементами технологий преодоления хронических проблем человечества

постер фильма с сайта culture.ru

К 8 марта на российский экран выпустили очередную комедию-мелодраму под названием «Хочу замуж». Режиссер и сценарист фильма — Соня Карпунина. Продюсеры Алена Кремер, Георгий Шабанов и Клим Шипенко.

Первое поверхностное впечатление от фильма чисто голливудское – много карикатурно-экспансивных разборок, женские персонажи выписаны гротескно, экзальтированно, и главная героиня не всегда к месту истошно орёт.

Создатели картины, видимо, решили, что иначе невозможно пробить сознание современного зрителя, наркотизированное децибелами и компьютерными спецэффектами.

В какой-то степени это так и есть. Однако спецэффектов в «Хочу замуж» не видно, даже обезьяну Сару, воспитанницу профессора Сергея Хомского, играет вживую человеческий актер.

С советского времени в русском кино сложилась традиция психологически тонких диалогов и юмористических реплик. Диалоги, реплики, облик актеров и их жизнь на экране становились моделями нашей жизни.

Эта уникальная дидактическая особенность русского кино не только не утрачена, но приобрела психотерапевтическую направленность. Тут нет спасающих мир от зла героев. Между тем наши герои реально спасают мир, показывая технологию вытаскивания самого себя из пучины затянувшегося кризиса семьи буквально за волосы, как барон Мюнхгаузен из болота.

В самом сюжете, в общем, ничего особенного нет. Он составлен из проверенных элементов, и параллели с фильмами из времен расцвета кинопроизводства советского, постсоветского и североамериканского просматриваются достаточно четко. Картину делает игра актеров, работа оператора и монтаж. Всё это на традиционном для русского кино очень высоком уровне качества, в том числе — игра актеров второго плана: помощник режиссера, вахтерша общежития, девочка-подросток в трамвае, неудачник с двумя сотнями булочек, новая телеведущая, сотрудница ЗАГСа.

Фабула фильма «Хочу замуж» составлена из клубка несуразностей, ревностных подозрений и подмены героя телешоу. Ошибка помощника режиссера Карины (Агния Кузнецова) происходит из игры слов. Фразу «учитель обезьян» преподаватель социальной психологии Сергей Навашин (Милош Бикович) воспринимает как метафору, устав от эксцентричности своих студенток, и появляется в телеэфире вместо профессора Хомского.

Яркая и талантливая телеведущая Любовь Юдина (Кристина Асмус), лицо канала на Калининградском телевидении, из-за подмены героя ток-шоу, профессора Сергея Хомского, терпит профессиональный провал. Владелец канала Роберт Морозов (Сергей Гилёв) решает резко порвать с Любой и выгоняет ее и с канала, и из своей жизни.

Персонаж владельца телеканала Морозова – это вообще образ глобального масштаба. Склонность к дорогостоящим манипулятивным технологиям, стремление управлять поведением людей и оставаться на публичной арене ради самоудовлетворения можно увидеть почти в каждом современном политике. Только это совершенно невесело.

Абсолютной дичью выглядит поведение жены главного героя Инги Раевской (Марина Александрова). Настоятельно рекомендуем обратить особое внимание на эту роль, она стала типичной моделью жены после первых лет успешной семейной жизни. Не имея проблем, женщина принимается их креативно изобретать.

Иллюзия семьи завершается на требовании биологического материала для зачатия в качестве условия свободы. Социальный психолог наконец догадался, что нужно от него жене. Увы, это несовместимо не только с семейной жизнью, но с жизнью как таковой. Женская охота за приключениями — опасное сафари, в котором мужчине отводится роль льва.

Если кто-то увидит в этой жертве «синдрома зоопарка» зеркало, просьба не обижаться, а скорректировать свое поведение. Если же заела анозогнозия, значит, не судьба. Что от судьбы осталось, нужно как-то носить дальше.

У главного персонажа Сергея Навашина аллергия — не только на птиц, но и на кошек. В ключевой момент сценарист и режиссер Соня Карпунина решила отправить его в нокаут приемом «отек Квинке». На этом месте становится понятно, что фильм, сообразно эпохе, женский, и все решения принимают женщины. Мужчине оставлена роль учить теории, на практике он, мягко говоря, в невыигрышном положении.

Персонаж Милоша Биковича преподаватель Сергей Навашин – такая же женская фантазия, как художник Сэм Пенти, он же Белый Рыцарь из фильма «31 июня». С той разницей, что современный герой пытается избавиться от пут навязанного образа и терпит фиаско.

Если довести параллели до логического конца, телеведущая Любовь Юдина в исполнении Кристины Асмус – такой же эпицентр экранной Вселенной, как и принцесса Мелисента.

Неожиданно для себя Сергей Навашин прозрел, причем прихватило его непосредственно во время выступления на научной конференции в Москве. Смысл находки в том, что для того, чтобы избавиться от страхов, нужен новый человек. Это прозвучало после неожиданного появления в зале Любы.

До этого Навашин говорил, что решения принимаются под действием страхов, причем большинство из них связаны не жизненным опытом, а с фантазиями. Поэтому надо избавляться от страхов.

Особенно хороша в фильме мама Любы Анна Юдина (Юлия Ауг). Ее жизненный опыт меряется обилием замужеств, числом пять. Желая счастья дочке, эксцентричная мамаша своими излишне правдивыми репликами делает все возможное, чтобы его разрушить. Однако в конце концов она же склеивает осколки.

Всё объясняется в приватно-менторском разговоре мамы с новым женихом дочери. И тут еще одна параллель.

Семьдесят лет назад в 1953 году Аргентина выпустила фильм смешанного жанра мелодраматической оперетты «Возраст любви» с выдающейся певицей Лолитой Торрес в главной роли. Фильм имел оглушительный успех в Советском Союзе.

Сюжет забылся, но в сети нетрудно найти аннотацию к фильму.

…Много лет назад молодой аристократ Альберто хотел жениться на знаменитой певице Соледад. Его отец разрушил брак накануне свадьбы, считая, что артистка не подходит будущему дипломату. Обретя собственного сына, Альберто мечтает видеть его юристом. Однако следующее поколение уже не столь послушно, и сын идет против воли отца. Через несколько лет уже взрослые дети Альберто и Соледад встретились в театре Буэнос Айреса. Дочь певицы готова на все, чтобы добиться славы матери. Сын аристократа готов на то же самое, лишь бы его музыка звучала со сцены.

И тут уже точно вспоминается сюжет «Сильвы» Имре Кальмана, не правда ли? Если говорить о кино – то наверняка многие помнят прекрасную экранизацию этой оперетты, созданную режиссером Яном Фридом.

За семьдесят лет кинопроизводство изменилось не меньше общества. Вместо демонстрации несбыточной мечты для отстранения от неисправимой реальности зрителю представляют в игровой форме настоящие технологии преодоления хронических проблем на рабочем месте и в быту.

Когда кризис семьи закончится, на Земле не будет причин для войн. Нынешняя война с семейными ценностями продолжается с позапрошлого века. Россия оказалась относительно устойчивее в значительной степени благодаря своей прогрессивной литературе с познанием феномена человека и затем — кинематографу с обучающими моделями поведения.

В этом плане «Хочу замуж» становится естественным развитием темы «31 июня» и завершается песней из этого фильма.

В конце 90-х мы описали телевидение как многоролевую игру. Имеется в виду модель кооперативных эффектов психи как альтернатива фашизму с единообразием в ранге высшей эстетической категории. Явление многоролевой игры системное. Актеры харизматичные, с синдромом звезды и буквально сногсшибательными внешними данными. Однако элементы системы не владеют общей целью. Их роли составлены из коэффициентов матрицы, каждому достается понемножку ролей: актера, режиссера, сценариста и так далее. А вместе — получается живая пьеса с предопределенным концом торжества Жизни. На этом месте Буратино открывает вход в сказочный театр за нарисованным очагом папы Карло и начинается следующий цикл Жизни на более высоком уровне сложности.

«Хочу замуж» — не более чем еще одна новая гениальная попытка показать на экране, как происходит современная эволюция человека. Можно поздравить авторов с успехом. А зрителям пожелать не заглядывать в рецензии наперед, а просто посмотреть фильм незамутненным взглядом.

Наталья Вакурова, Лев Московкин.

На фото — постер фильма с сайта culture.ru

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x