Завершенная эпоха длилась тридцать лет. Сколько продлится новая – непонятно, и заглядывать в будущее страшновато. На мой взгляд, за эти годы проявилась кабальная зависимость страны от Запада, и все тридцать лет зависимость неумолимо нарастала.
После 24 февраля 2022 года ничего особенного в России не произошло. Вашингтон принял решение за весь подконтрольный ему Запад покинуть Россию. Но мы же имеем исторический опыт, как США уходили из Афганистана и Ближнего Востока. Шуму много, разрухи еще больше, а суверенитета нет, как и не было.
Россия, конечно, особенная страна, терроризм и перевороты тут не очень получаются. Поэтому против России развернута масштабная информационно-экономическая война. Об этом депутаты говорили очень много. И все же главная проблема не в них, а в нас. Вместо того, чтобы помочь им уйти и закрыть границу на замок, просматривается четкая готовность принять обратно. Такая попытка будет, и не одна, причем не с просьбой, а на базе силы.
Мне кажется, для этого в России осталась база в лице целой армии, обслуживавшей западные проекты. Не только НКО, прежде всего это люди в исполнительной власти и часть депутатов в лице фракции «Новые люди». Стало понятно, для чего они нужны.
Что качается заседания, прошедшего в четверг, мне бы хотелось начать всё же не с вопроса цен, а с тех принятых в этот день Думой решений, которые, казалось бы, отошли на второй план. Я их считаю не просто важными, но и показательными в плане демонстрации имманентно ошибочного способа принятия публичных решений. Грубо говоря, вопрос вот в чем: зачем нам разделение властей и публичная дискуссия, если народ от правды берегут не менее надежно, чем в советском прошлом? Или надо учиться разговаривать с народом, коль уж Россия стала для мира уникальным источником истины, или без разговоров возвращать унитарное государство с партийно-правительственной элитой, решавшей всё за всех непублично. Население страны до сих пор не знает, что происходило в Венгрии, Чехословакии и Афганистане. А ведь попыток разрушить с трудом достигнутое после войны по инициативе Москвы равновесие было больше. Так и сейчас население не знает, что ему готовили в 2011-м, 2017-м и вот теперь в 2022 году. Мало кому ведомо, сколь драматично прошли выборы этой Думы.
В этот день приняли во втором чтении законопроект двух единороссов по развитию ДЭГ под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ко второму чтению текст распух и очевидно изменилась концепция, но в чём и чем это плохо, из дискуссии непонятно. Опыт работы в Центризбиркоме заставляет меня исходить из того, что избирательную систему в России портить не дадут.
Зампред комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина активно поддержала правительственный законопроект о компенсациях собственнику изъятых животных и продукции животного происхождения при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Депутат давно этого добивалась, и вот наконец Конституционный суд признал простое изъятие нарушением частной собственности. Естественно, остается масса вопросов, но по крайней мере под угрозой выплат, возможно, хотя бы решения будут более взвешенными и недобросовестной конкуренции будет меньше.
Коммунист Ольга Алимова поставила актуальный вопрос о поствакцинальной гибели животных. Замминистра Минсельхоза Иван Лебедев ответил уклончиво: «Ну, вот, важно понять, наверное, частный случай этот разобрать для того, чтобы понять происхождение этих вакцин, правильно ли, что за ветслужба вакцинировала, как вакцинировала, каким порядком, чтобы я вам детально ответил. Пока оснований в целом по стране применять компенсацию в случае таких ситуаций у нас нет». Любопытно, что после 24 февраля в одночасье схлынули все зоозащитники, которые трепали нервы стране полвека и оставили хвост нерешаемых проблем.
Споры вызвал еще один правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Докладчик, зам. руководителя Роскадастра Алексей Бутовецкий сообщил о трех новациях. Во-первых, возможность проголосовать на общем собрании товарищества дистанционно с мобильного телефона или других технических средств, в перспективе через ЕПГУ.
Второе нововведение – это упрощение оформления права общей долевой собственности на общее имущество в товариществах.
Ну, и третье нововведение – оно связано, по сути, с уже принятым законом о развитии дачной амнистии. Порядка двухсот тысяч садоводов и огородников живут с членскими книжками и пока не оформили свои имущественные права на земельный участок в старых советских садоводческих товариществах. Для этих граждан предлагается продлить возможность бесплатной приватизации земельных участков, которая закончилась 1 марта 2022 года.
В то же время форма товарищества признана архаичной и ко второму чтению председатель комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин выразил готовность подготовить поправки, чтобы дать возможность перейти на муниципальный формат. Разумеется, тем, кто готов и хочет. Как это будет выглядеть, я слабо представляю, если садоводческие товарищества превратили в дойную корову и огромное количество споров вокруг собственности не решает никакая амнистия. Растет число брошенных участков, а с ними и долги, и прочие проблемы. Об этом в Думе предпочитают не говорить.
Если депутаты после 24 февраля стали такие смелые, интересно – как будут решать проблему института частной собственности с несуразными оценками стоимости? Обычный человек с типичной зарплатой не способен защитить даже шесть соток. Если что, он просто в суд не войдет и за него все нарисуют.
Ну, а теперь на закуску – главный вопрос: «О неотложных мерах по ограничению роста цен на внутреннем рынке». Формат непонятен. Изначально планировался экстренный правительственный час с приглашением Министра экономического развития, но пришел только руководитель ФАС Максим Шаскольский. Ключевые вопросы депутатов конечно же были адресованы Банку России, Минфину и Минэку, а также Минпромторговли и Минстрою. Судя по настрою некоторых депутатов, основной вопрос вообще-то адресован к троице ФСБ, Генпрокуратура и Следственный комитет.
После 24 февраля открылось столько возможностей, что депутаты буквально не знают, за что хвататься и конечно же, не могут договориться о единой линии возрождения страны. Некоторые требуют отменить НДС, бюджетное правило и профицит, ввести регулирование курса рубля и снизить ключевую ставку. Вывозную пошлину даже и вводить не надо, зарубежные импортеры сами откажутся.
ЛДПР напоминает о старом предложении Жириновского начинать регулирование цен.
«Новые люди» предупреждают об опасности регулирования цен.
Председатель Володин настаивает на частичном регулировании, приводя в пример зарубежный опыт.
Единоросс Андрей Исаев считает, что государство должно действовать не как старшина в роте, но как дирижер в оркестре. В то же время Исаев сообщил о принятом решении игнорировать патентное право недружественных стран.
Оксана Дмитриева призвала не только отказаться от бюджетного правила, это оружие ковалось против нас, но и пересмотреть 44-ФЗ о федеральной контрактной системе.
Запустил срочные дебаты по ценам Александр Хинштейн.
«Очевидно, что происходящее сегодня является, в том числе, следствием картелизации экономики. Мы видим и наблюдаем огромное количество картельных сговоров».
В конце заседания председатель проинформировал: «Поступили законопроекты в рамках второго пакета, которые правительство обещало внести в Государственную Думу. Мы завтра с вами планируем рассмотреть все эти законопроекты на пленарном заседании».
Лев Московкин.
Фото Ольги Давыдовой