События последних недель, повлиявшие на политическую и экономическую ситуацию во всем мире, не могли не сказаться на «важнейшем из всех искусств» – кино. Сразу несколько фестивалей сообщили на днях о переносе сроков проведения на более поздние.
Так, например, оргкомитет Московского международного кинофестиваля принял решение сдвинуть главный киносмотр страны с весны на вторую половину года.
– К нам обращаются кинематографисты разных стран, многолетние друзья и партнеры Московского международного кинофестиваля, – сообщают в оргкомитете ММКФ, – с просьбой перенести сроки. У многих в сегодняшней ситуации не получается ни приехать в Москву, ни прислать свои фильмы (в случаях, когда эти фильмы существуют только на пленке или на жестких дисках), а в каких-то случаях – даже и получить согласие продюсеров на участие фильмов в фестивале. Выражаем признательность всем кинематографистам, которые подтвердили свое участие в фестивале ранее, надеясь увидеть всех позже в этом году в Москве с новыми работами.
44-й ММКФ должен был открыться 21 апреля, новые даты пока не определены.
В аналогичную ситуацию попал и Арктический международный кинофестиваль «Золотой ворон», который должен был стартовать еще раньше – 11 апреля – на Чукотке в Анадыре.
– Сегодня мы наблюдаем, что многие кинематографисты из стран Арктики столкнулись не только с невозможностью посещения кинофестиваля, но также с беспрецедентным давлением, вынуждающим их отказываться от участия в нашем уникальном культурном проекте, – рассказывают представители оргкомитета.
Меж тем, среди кинематографистов разных стран немало вменяемых людей, которые понимают, что именно культура всегда объединяла и впредь способна объединять народы, так как она создает единое гармоничное пространство, основанное на уважении и взаимной поддержке.
– Радует уже то, – отмечает художественный руководитель Арктического международного кинофестиваля Филипп Абрютин, – что среди зарубежных кинематографистов много людей, которые поддерживают наш кинофорум и ждут, когда его посещение вновь станет возможным.
Перенесены также сроки проведения Московского международного форума «Российский кинобизнес» и Московского международного кинорынка, который должен был пройти с 15 – 18 мая.
Теперь пройдемся по кинокомпаниям…
Недавно стало известно, что на неопределенный срок на территории России приостановили временно прокат своих фильмов американские студии Walt Disney Company, Sony Pictures, Warner Bros., Paramount и Universal, поддерживая таким образом санкции, введенные Западом против нашей страны.
Меж тем, в Европе немало людей, придерживающихся иной позиции. В оргкомитете фестиваля в Карловых Варах, например, сообщили, что не собираются бойкотировать российское кино из-за ситуации на Украине. Венецианский кинофестиваль, хоть запретил само участие российских делегаций в смотре, но при этом определенно сообщил, что это ограничение не коснется независимых кинематографистов из России и их работ. Канадская компания IMAX тоже пока не приняла решение об уходе с российского рынка и в данный момент кинотеатры IMAX в России работают в обычном режиме.
Ну, и что называется, нет худа без добра: на днях Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) написала открытое письмо министру культуры России Ольге Любимовой. В нем сообщается о том, что отечественные кинотеатры ждут новые российские картины, на которые государство потратило деньги. Тут самое время вспомнить, что за последние восемь лет Министерство культуры поддержало создание 4280 лент, потратив на это из федерального бюджета 25,39 миллиарда рублей. Да и Фонд кино также вложил 28,34 миллиарда в производство 303 картин.
Разработана ли программа продвижения в прокате новых кинофильмов, снятых в 2021 году и завершающих производство в 2022 году? Этот вопрос в нынешних условиях всерьез заинтересовал Ассоциацию владельцев кинотеатров. Кроме того, Ассоциацию серьезно интересует, предпринимаются ли сегодня министерством меры по обеспечению материально-технической базы отечественных кинотеатров.
Елена Булова.
Фото Андрея Никеричева / Агентство «Москва»