Гульнара Галавинская: «Сон в летнюю ночь» – дерзкая игра Шекспира с временным пространством

На окраине Москвы, в районе Новогиреево, есть уютный камерный театр, куда приходят всей семьей. Последние три года руководит им известный театральный режиссер и ученица Романа Виктюка Гульнара Галавинская. Не успели отзвучать поздравительные речи (недавно Гульнара Галимовна отметила свой «золотой» юбилей), как в Театре на Перовской новое событие – премьера комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Мы встретились с Гульнарой Галавинской перед премьерой и узнали об особенностях постановки, работе в театре и спектакле Романа Виктюка, круто изменившем ее жизнь.

 – Гульнара, позвольте поздравить вас с юбилеем и пожелать неиссякаемого творческого вдохновения и множества прекрасных постановок. Кстати, одну из них мы в ближайшее время увидим на сцене вашего театра. Вы планировали поставить «Сон в летнюю ночь» Шекспира к своему юбилею?

– Нет, премьера планировалась еще год назад. А идея выпустить Шекспира возникла еще раньше – в 2018 году, когда я только стала худруком театра.  И отметив свой «золотой» юбилей, я почувствовала в себе силы вплотную за него взяться.

– Почему именно Шекспир?

– Потому, что до сих пор его не было в репертуаре театра. А Шекспир – гениальный автор, он ни на кого не похож, масштаб его дарования безграничен. И мне как худруку было важно, чтобы у артистов появилась возможность насладиться поэтическим текстом, максимальной игрой и расширить амплитуду актерского существования, так как поэтический спектакль требует иных форм существования, нежели спектакль в прозе. Шекспир как раз «игровой», масштабный, поэтичный автор.

Галавинская
Фото из архива Гульнары Галавинской

– Чем ваш «Сон в летнюю ночь» будет отличаться от других постановок этой пьесы?

– Для нас главная задача – раскрыть шекспировские смыслы. А так как история про любовь, то нам интересно исследовать природу этой любви, познать тайну ее зарождения. Если в «Ромео и Джульетте» воспевается идеальная любовь в трагедийном масштабе, то в «Сне…» она передается через легкость перипетий, через переход из одной эпохи в другую, через трансформацию души человека в иные формы во время сна. Новаторство нашей постановки состоит в том, что мы хотим подробнее рассмотреть именно этот ракурс – переход человека из мира реального в мир сна. Сам Шекспир «ведет» линию своих персонажей именно во сне, ведь это не комедия положений, это игра с временным пространством. Вот такая наглая, дерзкая игра самого Шекспира, буйство его фантазии дает нам возможность поставить эту удивительную пьесу и подарить зрителям праздник. Наша постановка наполнена живой музыкой, современной хореографией, новыми ритмами и неутомимой энергией страсти, которые соединяют эпоху Шекспира с сегодняшним днем.

– Актеры будут играть одним составом?

– В пьесе 18 ролей, а в труппе всего 22 артиста, два из которых – профессиональные музыканты. Соответственно, практически весь коллектив занят в спектакле.

– А если кто-то вдруг заболеет?

– Тогда придется делать срочный ввод. На этот случай у нас всегда есть 3 – 4 приглашенных артиста, которые при необходимости могут подстраховать. Мы так работаем уже третий сезон. И за все время (в том числе и в период пандемии) отменили от силы 2 – 3 спектакля.

– Есть ли у вас в планах сделать постановку под приглашенную звезду?

– Медийных звезд мы пока не приглашали. Но в моем спектакле «Отцы и дети» играла роль Анны Одинцовой ведущая актриса Театра Романа Виктюка Анна Нахапетова. Я с ней до этого работала в постановке «Стеклянный зверинец», где она играла Лауру. Она талантлива и успешно преумножает свой потенциал благодаря своему невероятному трудолюбию. Сейчас роль Анны Одинцовой исполняет не менее талантливая актриса Лариса Капустина.

– В репертуаре театра есть несколько детских спектаклей. В них играют те же актеры, что и в вечерних спектаклях?

– Труппа маленькая, поэтому все артисты заняты и в дневных, и в вечерних спектаклях. Так, понравившаяся вашей дочери Мышь из детского спектакля «Ребята, давайте жить дружно» – это актриса Юлия Малинина, которая играет и Сюзанну в «Женитьбе Фигаро», и Фенечку в «Отцах и детях», и Марью Гавриловну в «Метели», а в премьере «Сон в летнюю ночь» она будет исполнять одну из главных ролей – роль Елены.

– Насколько я знаю, вы когда-то увидели спектакль Романа Виктюка, и он так вас потряс, что вы решили попробовать себя в режиссуре. А играть в его театре не хотелось?

– Почему-то у меня не возникло даже мысли пойти актрисой в Театр Виктюка. На тот момент, когда я увидела «Саломею» в постановке Романа Григорьевича, я уже десять лет работала актрисой. От увиденного я испытала невероятное потрясение, настоящий катарсис, шла после спектакля и всю дорогу плакала. Я впервые увидела необыкновенный, энергетически заряженный, ядерный спектакль. Мне стало неинтересно играть, мне захотелось создавать свои миры. Тогда я взялась за одноактовку пьесы Теннесси Уильямса «Предназначенный на слом».

– Вы хотели попробовать сделать спектакль в манере Виктюка?

– Даже не в манере Виктюка, но в его условном, метафоричном существовании. Подражание Роману Григорьевичу было в музыкальном оформлении, потому что музыкальный ряд в его постановках – это не имитация. Музыка у него играет главную роль, она дополняет действие и всегда находится в диалоге с текстом артиста. И я интуитивно «купалась» в этом. Когда Роман Григорьевич посмотрел запись моей первой постановки, он позвонил мне и спросил, кто подбирал музыкальный ряд. Узнав, что это сделала я, он взял меня к себе на Высшие режиссерские курсы. Так начался новый период моей жизни – вход в пространство режиссуры.

– Вы тогда уже были замужем?

– Да, на тот момент у меня уже была семья. Когда я приехала в Москву, полтора сезона работала в ТЮЗе актрисой. В столицу я поехала за мужем – это было его решением. И на другой день, как уволилась из театра, пошла с видеозаписью своего спектакля к Роману Григорьевичу. «И тут лампочки в голове включились», – как любил говорить Роман Виктюк. И пошло-поехало…

– Муж поддерживал ваши начинания?

– Он у меня художник-живописец, абсолютно творческий человек. Мы не мешаем друг другу самовыражаться.

– И дочка у вас получилась творческая…

– Первое образование Насти – Московская академия хореографии. Она два года работала в «Русском балете» Гордеева, а потом поступила во ВГИК на курс Сергея Соловьева. И сейчас уже третий сезон Анастасия Теплинская – актриса Московского Губернского театра под руководством народного артиста РФ Сергея Безрукова.

– Не думали поставить для нее спектакль?

– Нет. Мне кажется, творческим людям, как правило, не хочется работать со своими родными. Она воспринимает меня как маму, а когда я репетирую, мне нужно создавать смыслы. Театр – это служение и здесь не место компромиссам.

– В театре вы руководите, а дома?

– Я дома вообще редко бываю. Прихожу в театр в 12 дня и только в полдвенадцатого ночи возвращаюсь домой. Там мы полтора часа общаемся – и все…Мы – люди, абсолютно далекие от быта.

– Как отдыхаете?

– Отпуск мы обязательно проводим на море: каждый год отдыхаем в Ялте. Я очень люблю старую Ялту, чеховские места. Мы романтики: каждое лето ходим в гости на дачу к Антону Чехову, купаемся в его бухте в Гурзуфе.

– О чем мечтается?

– Хочется больше времени уделять путешествиям и созерцать мир. Я очень люблю Италию. Хочется почаще гулять во Флоренции, Падуе, вдоль берегов Тибра в Риме, Венеции. Я там была всего два раза, но влюбилась сразу и навсегда. Там есть гармония и красота, накопленная с античных времен и безупречная в архитектуре – можно ходить, смотреть и наслаждаться.

– Кто из коллег-режиссеров вам близок?

–Роман Григорьевич Виктюк, Петр Фоменко, Римас Туминас, Кама Гинкас, Юрий Бутусов, Дмитрий Крымов. Также мне очень нравятся работы Дмитрия Акриша, Павла Артемьева, которые ставят и у нас в Театре на Перовской. Добавлю, что прелесть театра в том, что мы имеем возможность через великие произведения Шекспира, Пушкина,  Чехова делиться своими впечатлениями со зрителем и говорить с ним о переживаниях, которые существуют в человеческой душе. Для меня каждый новый спектакль – это всегда разговор о человеке.

Беседу вела Светлана Юрьева.

Фото из личного архива Гульнары Галавинской

Особая благодарность Владимиру Сабадашу за организацию интервью.
Фото из личного архива Гульнары Галавинской

Добавить комментарий