Театр им. Евгения Вахтангова представляет премьеру спектакля «Мастер-класс (Письма из тишины)» по пьесе американского драматурга Терренса Макнелли в постановке известного театрального режиссера Сергея Яшина. В главной роли – Людмила Максакова. В спектакле также заняты Олег Макаров, Мария Волкова, Евгения Ивашова, Алексей Петров, Евгений Кравченко. Партия фортепиано – Андрей Булатов.
Людмила Васильевна рассказала о предыстории этого спектакля:
«Я не умею выбирать роли. Но в нашем театре долгие годы работал человек, который умел находить пьесы для артистов – заведующая литературной частью Людмила Евгеньевна Остропольская, настоящий профессионал. Пьесу «Мастер-класс» Остропольская предложила мне 15 лет назад, но тогда эта работа не состоялась. Позже у меня возникли другие планы, но по разным причинам интересные и неожиданные для меня роли не удалось сыграть. Я даже задумала подготовить вечер несыгранных ролей. И вот снова возникло это название – «Мастер-класс».
Пьеса «Мастер-класс», очень популярная на Бродвее и во всем мире, посвящена небольшому периоду, когда Мария Каллас давала мастер-класс во время гастролей в Метрополитен-опере. В спектакль вплетены также фрагменты ее дневников и писем, воспоминания окружения певицы, отрывки книги «Когда вернется бабочка» Марии Варденга.
Сбылась давняя мечта Людмилы Максаковой сыграть в этой знаменитой пьесе, посвященной великой примадонне. Это первая большая главная роль актрисы за много лет. Можно только представить волнение Людмилы Васильевны! Уже ее первый выход потрясает воображение зрителя – в прекрасной форме, в потрясающем наряде, победительная Мария Каллас предстает перед нами. И только потом, когда героиня Максаковой присядет вместе с незнакомцем вспомнить о своих письмах любимому, миллиардеру Аристотелю Онассису, можно понять и увидеть, какой невыносимый груз предательства раздавил ее сердце. Какая трагическая судьба дарована великому таланту, неутомимой труженице, закончившей свою карьеру несправедливо рано! Какой глубокий, невероятно преданный искусству мастер предстает перед нами на сцене! А еще этот спектакль может стать своеобразной школой для всех, кто готов посвятить себя сцене без остатка.
Сценография Елены Качелаевой скупа, но всё, что хочется узнать о знаменитых ролях певицы, мы видим на заднике сцены. Фоном звучит голос Марии Каллас в ее знаменитых партиях из «Нормы» и «Травиаты», и этот невероятной красоты и духовной глубины голос вызывает давно забытое чувство прикосновения к божественной красоте.
А на сцене идет мастер-класс с молодыми дарованиями, учениками Джульярдской школы. Ни один из них не удовлетворяет педагога, и из ее диалогов с певцами можно понять, откуда в ее искусстве, ее партиях эта великая глубина и трагичность. Непросто было Марии Каллас с ее учениками добиться хотя бы малой доли того, чего требует от певца оперное искусство. Она сама демонстрирует Шэрон, как должна выходить леди Макбет на сцену после получения знаменитого письма, снова и снова добиваясь того, что требует опера Верди. Мария Волкова в этой роли – истинная ученица, сыграла и спела то, что от нее требовала Каллас. Прекрасны и обаятельны молодые артисты в ролях учеников – Евгений Кравченко, Алексей Петров и Евгения Ивашова, не сразу, но тоже понявшие, что не только вокал делает певца настоящим артистом, но и глубокое знание истории, серьезная подготовка к роли. Мария Каллас буквально заражает своей энергией молодежь.
Прекрасный спектакль подарил к Международному дню театра Вахтанговский театр и одна из его главных актрис. 60 лет на прославленной сцене! С горечью Людмила Васильевна говорит о своих бывших партнерах, один за другимушедших из жизни. А еще она посвящает премьеру памяти своей матери, выдающейся певицы, солистки Большого театра меццо-сопрано Марии Петровне Максаковой, которая жила в доме номер 7 по Брюсову переулку вместе со многими солистами золотого века театра.
Ирина Шведова.
Фото Валерия Мясникова предоставлены пресс-службой Театра Вахтангова