Минкульт и Госдума обсудили культуру

Депутатов охватила вторая эпидемия весны после Крымской. Воодушевление коллег по палате подогревают министры, которые в преддверии отчета правительства 7 апреля ходят по комитетам и фракциям и рассказывают всяческие приятные депутатскому сердцу сказки.

Что бы там ни было, а министр культуры Ольга Любимова обещала думскому комитету по культуре полноформатную анимацию про Чебурашку. Это был прямой ответ на вопрос председателя комитета Елены Ямпольской о детском кино.

Однако поднимались и острые вопросы. Например, Дмитрий Певцов сообщил о слиянии театров. Но мне показалось, что его коллеги по культурному комитету опасности не почувствовали. Это странно – после стольких лет несуразных слияний-поглощений вузов, общеобразовательных, спортивных и музыкальных школ, казалось, это всё должно уйти в прошлое. Так вот, взялись за театры. Судя по словам Певцова, привычным образом соединяют несоединимое, чтобы не работало ничего.

Русло дискуссии пытался сформировать и Денис Майданов. Говорил первым и много. Пытался убедить, и не понравился никому – ни комитету, ни министерству. Смысл тезиса Майданова настолько прост и понятен, что замылить его предложения стоило большого труда. Коротко: те, кто выступает публично, должны иметь лицензию. Все выступающие со сцены представляют себя артистами, но далеко не все таковыми являются.

Кто должен нести ответственность за контент? В дискуссии вокруг Майданова говорили о роли продюсера, экспертного совета, директора культурного учреждения. Цель контроля контента ясна: произведение должно нравиться разным поколениям, объединять общество, чтоб зритель пришел, не ушел и за время просмотра не стал хуже.

По словам Любимовой можно понять, что инструменты контроля качества есть и они применяются. Например, в форме публичной защиты проектов кино. Или в возможности качественной записи для молодых дарований в переоборудованных по последнему слову техники Домах культуры. Туда пьяным с матом не придешь. Можно записать свое творчество с качественным звуком, тебе дадут ссылку, и можешь бороться за продюсера.

Действительно, защита кинопроката проходит с открытой трансляцией в интернет. Поэтому легко видеть, что защита качества контента там весьма условная.

Любопытно, что в тот же день на комиссии СФ по суверенитету говорили ровно о том же применительно к просветительской деятельности.

Перед комитетом по культуре стоит задача подготовки вопросов к отчету правительства. Среди них вопрос о судьбе проекта «Земский работник культуры». Зная нравы своих коллег, Ямпольская параллельно дала возможность поговорить. Среди прочего прозвучало универсальное требование повысить финансирование культуры в расчете по процентам от ВВП. Ямпольская не спорила, но подкорректировала дискуссию так, чтобы самим спорщикам стало понятно, что направление финансирования важнее объема.

Ключевой вопрос председателя комитета по культуре Елены Ямпольской остался без ответа, хотя она с него начала. Речь о том, какие стратегические перемены готовит правительство кроме множества тактических решений?

Тактических решений действительно множество, и тут надо отдать должное и правительству, и министерству культуры. Сменили ориентацию буквально за день. Заполняют обезголливудевший прокат, реанимируют российскую прокатную сеть, переориентируют гастроли извне вовнутрь страны. На вопросы Любимова отвечала быстро и точно. Казалось, в министерстве предусмотрено всё, о чем могут подумать в парламенте. Министр предупредила, что если просто так после блокбастеров США выставить без подготовки золотую коллекцию Ленфильма и Мосфильма – это будет бледно.

Таким образом, вопрос идентификации качества контента и дифференциации депрессивного и стимулирующего в искусстве опять решен не был. Даже формулировка не достигнута. Но он, по крайней мере, наконец возник.

В парламенте доминирует ощущение не просто весны, но новой эпохи после навязанного из США колониализма. Перелом публичного сознания напоминает модель фильма «Конформист» Бернардо Бертолуччи, снятого в 1970 году по одноименному роману Альберто Моравиа 1951 года. Но если вникать в суть речей, возникает путаница – кто за что.

Лев МОСКОВКИН.

Фото Ольги Давыдовой

Государственная Дума Здание Госдумы/mospravda.ru/Ольга Давыдова

Добавить комментарий