Ругаюсь, потому что злюсь

Фото "Московской правды"

Как часто молодое поколение позволяет себе использовать ненормативную лексику? И зачем? Ответы на эти вопросы постарались дать участники круглого стола «Экология речевой среды и формирование речевой культуры подрастающего поколения», который прошел в Российской академии образования при участии Общероссийской «Ассоциации учителей литературы и русского языка» (АССУЛ). Как оказалось, почти треть школьников и студентов используют нецензурную лексику, когда не могут по-другому выразить свои чувства.

— Мне кажется, что проблема употребления обсценной лексики связана не только с речевой культурой. Сегодня это явление имеет более серьезное когнитивное основание. В сознании современного ребенка и молодого человека нарушено некое представление о норме. Более того, если вы посмотрите на словари и сравните их с теми изданиями, которые выходили 20 лет назад, то увидите, что норма словоупотребления стала гораздо менее жесткой, чаще стала указываться ее вариативность, – отметил и.о. академика-секретаря Отделения российской словесности, член-корреспондент РАО, доктор филологических наук, профессор Сергей Богданов.

Председатель Координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова представила результаты опроса общественного мнения о сквернословии в школьной среде.

Целью исследования было выяснить отношение к брани педагогов и учеников, установить источники появления нецензурных слов и выражений в речи подрастающего поколения, обозначить причины и ситуации их использования. В опросе приняли участие 960 педагогов со стажем работы более двух лет и обучающиеся – 2617 школьников и студентов в возрасте 8 – 19 лет.

— Мы решили посмотреть, в какой степени наши опасения обоснованы. Ассоциация вышла с предложением провести опрос общественного мнения, чтобы узнать, насколько актуальна эта тема. Наши ожидания здесь, к сожалению, оправдались, ситуация очень и очень тревожная. 89% педагогов подтвердили, что проблема использования школьниками обсценной лексики – не чисто педагогическая или лингвистическая, а социальная, – рассказала Людмила Дудова.

Она отметила, что главные причины использования ругательств детьми, это «злость» – 76,2%, «то, что «их все используют» – 26,1%, «бессилие» – 19,4%, «неуважение к людям» – 10%, «ради уважения сверстников» – 4,1%.

По данным опроса, треть школьников и студентов используют нецензурную лексику, когда не могут по-другому выразить свои чувства, больше четверти – 28,7% – отметили, что редко используют такие ругательства, 17% – никогда не используют, 11,6% – когда им очень плохо, а 10,9% – постоянно. Больше половины (54%) чувствуют при этом неловкость.

Что бы могло изменить ситуацию?

— Основным способом влияния должен быть позитивный пример, благополучная среда, а не нотации и наказания. Если взрослые смакуют использование ненормативной лексики в разговоре – это прямое разрешение на использование ее детьми. Родителям нужно заниматься «самоцензурой», – справедливо отметила заслуженный учитель России Галина Карпачева.

Мона Платонова.

Фото «Московской правды»