Проблемы и перспективы российских авиаперевозок

Ситуация, в которой оказалась сейчас российская гражданская авиация, очень сложна. Об этом в ходе пресс-конференции в НСН сообщил президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов.

С 9 апреля Россия возобновила полноценное авиасообщение с 52 странами мира. Правда, в Европу по-прежнему можно улететь только с пересадками: через Турцию, Сербию, Боснию и Герцеговину, Молдавию… К тому же Евросоюз ограничил полеты для 21 авиакомпании из России, введены запреты на поставки в РФ гражданских самолетов и запчастей, оказание услуг по их техобслуживанию и страхованию. А уже эксплуатируемые в стране самолеты должны быть возвращены иностранным лизингодателям.

«Ковид был первым «ударом», вследствие которого авиационная отрасль очень сильно пострадала. И эта ситуация, которую мы переживаем в данный момент, тоже очень печальная. Чем дольше не будет хоть какого-то мирного соглашения, тем более будет всё усугубляться: авиакомпании будут вынуждены сокращать персонал. Пока об этом объявил только «Аэрофлот»: позавчера их сотрудникам начали выдавать соответствующие уведомления. Полностью закрыт Южный терминальный комплекс в аэропорту Шереметьево (терминалы D и F), люди не ходят на работу. Что дальше будет? Что будет с роялти (платой за пролет иностранных авиалайнеров над Россией — прим. автора)? А это была очень приличная сумма: по разным данным, примерно 500 — 700 миллионов долларов в год. Да, они летают в облет, да, они тратят больше времени и керосина, да, у них возросли расходы, но мы не получаем дохода тоже», — рассказал Игорь Дельдюжов.

По его словам, сейчас достаточно неплохо себя чувствуют только две российских авиакомпании – это «Победа» и «S7».

Как уточнил президент Союза адвокатов России, доктор юридических наук Игорь Трунов, также принявший участие в пресс-конференции, до введения санкций, связанных с военной спецоперацией, в РФ летало 60 авиакомпаний, после введения санкций их число сократилось до 30. Но так как с 9 апреля отменили ограничения на полеты в 52 государства, введенные из-за пандемии, авиакомпании из этих стран, скорее всего, возобновят полеты в РФ, и их количество, возможно, вернется практически на прежний уровень.

Участвовавший в обсуждении главный редактор «Avia.ru» Роман Гусаров рассказал, что поскольку для отечественных авиакомпаний сейчас полностью закрыты полеты в Европу и Северную Америку, Минтранс и Росавиация работают на восстановление маршрутной сети в сторону наиболее популярных для массового туризма курортов: это Ближний Восток и Юго-Восточная Азия.

«Благо, эти страны в отношении наших компаний никаких ограничений не вводили. Единственное, прежде чем будут возобновляться полеты, администрациям этих стран предлагается дать нам гарантии того, что наши самолеты в их аэропортах не будут задерживаться по требованию третьих стран ни при каких условиях. Только после этого можно будет возобновлять полеты в эти страны», — отметил Роман Гусаров.

Как уточнил Игорь Дельдюжов, пока Россия получила такое подтверждение только от Шри-Ланки, и уже открыты рейсы «Аэрофлота» в Коломбо. И, по словам экспертов, можно надеяться, что и по другим направлениям ситуация будет разрешаться в том же русле.

Если говорить об уже эксплуатируемых в стране иностранных самолетах, которые находятся в лизинге, то, как пояснил президент Союза адвокатов России Игорь Трунов, надо смотреть, какой тип лизинга в каждом случае используется:

«Есть два типа лизинга: финансовый и оперативный. Финансовый лизинг самолета – это, по сути, его покупка в рассрочку. Если мы берем «Аэрофлот», то 5 аэробусов «А-310» (самые большие в мире) находятся в финансовом лизинге, а это значит, что их купили в рассрочку и отобрать их не могут <…> 78 самолетов, которые были арестованы, были не в финансовом, а в оперативном лизинге, а это — чистая аренда».

Одним из выходов из сложившейся ситуации, по мнению Игоря Трунова, в ближайшем будущем может стать открытие возможности по перевозке российских граждан для иностранных авиакомпаний.

Говоря о перспективах возрождения отечественного авиастроения (недавно, например, появилась информация о запуске в производство в Казани узкофюзеляжных пассажирских самолётов Ту-214), главный редактор «Avia.ru» Роман Гусаров отметил, что в лучшем случае их смогут производить 15 — 20 в год, а нужно 700, и прямо сейчас. «Сухой Суперджет 100» на 70% состоит из импортных комплектующих. Если же говорить о состоянии отечественной отрасли авиастроения в целом, то старые, еще советские предприятия, по сути, разрушены. Выход из этой ситуации, по мнению эксперта, заключается в технологической революции, в переходе производства на новые технологии, но это, естественно, не происходит в одночасье…

Сергей Ишков.

Фото «Московской правды»

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x