Сериал «Начальник разведки»: шпионский детектив, основанный на реальных событиях

Продюсер Артём Чащихин-Тоидзе рассказывает о подробностях работы над фильмом «Начальник разведки».

18 апреля на Первом канале стартует многосерийный фильм «Начальник разведки», повествующий о временах становления советской разведки. История основана на документальных событиях, а главный герой – реальный человек, Павел Михайлович Фитин. Это имя неизвестно широкой аудитории, потому что большая часть  его жизни прошла под грифом «секретно». А ведь судьба Павла Фитина была поистине уникальной: он вступил в должность начальника советской разведки в 31-летнем возрасте, в 1939 году, и возглавлял ее на протяжении самых трудных для нашей страны лет — годы Второй мировой войны.

В стране полным ходом шли репрессии, разведчиков арестовывали и сажали в тюрьмы, зарубежные резидентуры были уничтожены, работать было, по сути, некому – ни в Центре, ни за границей. Тем временем на земном шаре происходили события колоссальной важности – менялась расстановка сил, нацизм поднимал голову, карта мира вот-вот должна была быть перекроена, а в Европе уже полыхали войны… Именно в это время руководство СССР объявляет срочный набор  среди гражданского населения. Так в разведку приходит 30-летний редактор сельскохозяйственного издательства Павел Фитин. Короткая учеба в секретной Школе особого назначения (ШОН) – и почти сразу должность руководителя разведки одной шестой части суши. Пост хоть и высокий, но весьма незавидный: Фитин — шестой начальник всего за полтора года. Кого-то из его предшественников репрессировали, кого-то расстреляли, кто-то покончил жизнь самоубийством. Обо всем этом, а также о секретных операциях военных лет, о судьбоносных для всего мира решениях и рассказывается в сериале. О подробностях съемок мы расспросили автора и генерального продюсера Артёма Чащихина-Тоидзе.

— Артём, сериал довольно долго был в производстве. Что вам мешало?

— Не то чтобы что-то мешало, просто это была действительно долгая и кропотливая работа. Даже после съемок мы, например, дублировали некоторых актеров в Америке, Китае, Японии, Дании и так далее. Практически все персонажи говорят в нашем сериале без акцента, на это мы пошли сознательно — чтобы уйти от фальши даже в таким мелочах. Если в «Начальнике разведки» вы смотрите сцены, которые происходят в Маньчжурии, и слышите голоса людей на фоне, то это настоящие китайцы, записанные специально для нашего фильма. Дубляж – дело небыстрое. Кроме того, в сериале внушительный объем компьютерной графики – а ее изготовление тоже требует времени.

— В каких сценах вы использовали графику?

— Во многих, например, практически во всех уличных. Довольно тяжело снимать 30 — 40-е годы в современной России, поэтому местами мы «достраивали» город, местами что-то изменяли. В нашем фильме зритель сможет увидеть Испанию, Германию, Китай, Америку, Данию, Финляндию  — все эти страны раскиданы по нашим восьми сериям. Мы снимали в Москве, в частности, на Красной площади, в Ялте, а в Санкт-Петербурге перекрыли две большие улицы на несколько дней и задекорировали их, чтобы получить Берлин 1940-х. Размах, безусловно, был большой. И всё равно кое-что дорабатывалось с помощью команды почти в сто человек на стадии работы над компьютерной графикой.

— От берлинских сцен, от всех этих уличных беспорядков мурашки по телу, настолько это попадает в сегодняшние наши переживания и опасения. Давайте поговорим об актерском ансамбле, он замечательный: Игорь Петренко, Иван Добронравов, Артём Ткаченко, Екатерина Вилкова, Екатерина Волкова… Как вам удалось заманить стольких звезд?

— На удивление, никого сильно уговаривать не пришлось, потому что многим понравилась тематика фильма и сама история. Всё очень органично срослось после того, как мы нашли нашего главного героя – Сергея Марина. Все встало на свои места — мозаика стала складываться сама. Безусловно, нужно отметить и нашего чудесного кастинг-директора Леру Ганкину, перед которой стояла очень непростая задача: ведь мы искали не только актеров, похожих на исторических персонажей, но и тех, чья внутренняя составляющая совпадала бы с образами. Они все очень хорошо сработали. У нас такой прием — в каждой серии появляется одна яркая звезда. Так, Екатерина Волкова – звезда восьмой серии, Иван Стебунов – седьмой, Артём Ткаченко – шестой и так далее… но не буду раскрывать все секреты, лучше смотрите сами и удивляйтесь неожиданным ролям.

— Мне кажется, исполнитель главной роли Сергей Марин не очень похож внешне на Фитина. Чем вы руководствовались при выборе его на роль?

— Действительно, на пробах у нас были актеры, которые намного более визуально похожи на Павла Михайловича, но после первых же проб Сергея мы поняли, что нашли своего Фитина. Он «на ура» сыграл железный стержень человека, который не боится идти против течения. То, что мы и искали, в принципе.

—  А откуда вы вообще узнали о существовании Фитина? С чего началась работа над сценарием?

— О Фитине я знал практически всегда, так как еще в 90-х работал над документальными фильмами об истории разведок мира. В десятках, может быть, сотнях книг, которые я прочитал по этой теме, имя Фитина периодически всплывало. Кроме того, мы с моим покойным отчимом Александром Иванкиным 12 лет назад сняли десять художественных телевизионных фильмов о легендарных советских разведчиках — цикл «Поединки».

В начале 2017 года я понял, что хочу сделать еще один фильм на тему разведки. Было довольно много идей и вариантов, о ком или о чем может быть этот фильм. Одной из них, и, наверное, самой сложной для воплощения, была история о Фитине. Поясню, в чем сложность. Одно дело — делать фильм про человека, который работает, что называется, «в поле», у которого бурная жизнь разведчика-оперативника, и совершенно другое – попробовать создать фильм о человеке, который является начальником разведки. Ведь это в основном кабинетная работа, «воздуха» мало. Но я решил, что это в совокупности с параллельными линиями разведчиков может быть очень интересно. Я увидел в этом для себя даже какой-то вызов. С начала 2017 года и началась тяжелая, медленная и кропотливая работа над проектом.

— Массив биографии Павла Михайловича огромный и уникальный. После Победы, уйдя с должности, он занимался интересными вещами, например атомным проектом. Почему вам было важно сакцентировать внимание именно на коротком периоде жизни начальника разведки – 1939 — 1946 годов?

— Наш сериал нельзя назвать байопиком или биографией, потому что в нем задействовано слишком много других реально существовавших персонажей, линии их судеб переплетаются с историей нашего героя — и он, и они зависят друг от друга. Так что это скорее эпос о разведке, этим и обусловлены наши временные рамки 1938 — 1945 годов.

— Фитин вступил в должность, по сути, расстрельную – до того всех начальников разведки либо репрессировали, либо расстреливали, либо еще что-то. Как вам кажется, благодаря чему он уцелел на протяжении стольких лет?

—  У него были два веских качества. Во-первых, он был гениальным организатором, совершенно штучной личностью, можно даже сказать бриллиантом, которые довольно редко попадаются в истории. Только представьте: человек  после работы редактором сельскохозяйственного издательства буквально за считаные месяцы проходит спецкурсы, потом оказывается в разведке и всего через полгода становится ее главой! Такое по силам только блестящему организатору, с одной стороны, и с другой стороны, – человеку, не боящемуся смелых, неординарных решений. Те крупицы информации, которые нам получилось собрать о Павле Михайловиче, говорят о том, что он постоянно шел против течения даже в тяжелые предвоенные и военные годы. И благодаря этой неординарности у него многое получалось. Он был потрясающе эффективен. Это ценно и необычно для любой сферы – и особенно для сферы разведки и НКВД.

— У вас в сериале есть и Берия, и Сталин. В нашем обществе отношение к этим фигурам полярное, не боитесь ли вызвать раздражение у определенной части зрителей?

— Нет, не боюсь, потому что мы не создавали лакированную картинку и не пытались воздействовать на чье-то мнение. Также мы не ставили перед собой задачу обелить или, наоборот, очернить каких-либо исторических персонажей. Мы отталкивались от исторических фактов и от тех бесед, которые были каким-то образом задокументированы. Например, доподлинно известно, что Сталину несколько раз докладывали о грядущей войне, но именно Фитин пробился к нему лично и на свой страх и риск заявил, что война начнется именно 22 июня. Но, как мы знаем, Сталин ему не поверил.

Чуть ли не всё, что произносят наши персонажи, говорили в разных беседах реальные исторические личности. В 65% фильма мы отталкивались от источников, предоставленных нам. Остальные 35%  — это художественная интерпретация и довольно остросюжетная историческая драма, можно даже сказать шпионский триллер.

— Не было ли у вас соблазна сделать историю более жанровой, как это принято на Западе? Было ли обязательно следовать исторической правде?

— Соблазна не было, ведь тогда бы это был фильм не про Фитина и его коллег, а про какого-нибудь Джеймса Бонда с фамилией Иванов, Сидоров или Петров, который бы искусно стрелял, похищал секреты, а потом бы обязательно занимался любовью с красотками. Безусловно, это не значит, что такая картина была бы плохой, просто мы поставили себе задачу сделать сильную и достойную историческую драму о разведке, это и определило жанр.

— Исполнитель роли Фитина Сергей Марин сказал, что в фильме 70% его актерской работы приходится на кабинетные сцены. Сидя за столом, произносить длинные монологи… Как вам кажется, современному зрителю интересно наблюдать за этим на экране?

— Думаю, да, потому что мы весьма тщательно работали над тем, чтобы все кабинетные сцены были драматическими, чтобы в них чувствовалось напряжение и чтобы было захватывающее параллельное действие, другие сюжетные линии, которые происходят где угодно, но только не в кабинетах. Также это первый многосерийный фильм о начальнике разведки не только в России, но и в мире. И конечно, работа человека такого уровня происходит именно в кабинете, но множество разведчиков работают по его указаниям и их действия зависят от его решений — и наоборот, сам Фитин зависит очень часто от того, насколько будет успешно реализована та или иная операция. И это делает фильм зрелищным, напряженным и отнюдь не «кабинетным». Сергею Марину действительно было тяжело с количеством кабинетных сцен, но он блестяще справился с задачей.

— У вас были консультанты?

— Да, множество. Наш главный консультант – генерал-полковник СВР Олег Дмитриевич Чернов. Он прекрасно знает историю разведки и ту эпоху, поэтому с ним мы говорили об очень многих вещах, в том числе и о поступках и мотивации героев. Трудно переоценить помощь Николая Павловича Овсиенко из РВИО. Также мы тесно сотрудничали с пресс-бюро Службы внешней разведки и его руководителем Сергеем Ивановым. Помогал и сын Павла Фитина, который предоставил нам очень интересные фотографии, а еще рассказал об отце какие-то уникальные бытовые вещи – о том, как в юности он, например, играл в самодеятельном театре. На самой площадке присутствовал ежедневно еще один консультант, и группа могла к нему обратиться в любой момент.  Он помогал с конкретикой: как должен смотреть, как себя вести любой персонаж, имеющий отношение к разведке, в той или иной ситуации. Жесты, взгляды, походка – все эти мелочи, грубо говоря, при невнимательном отношении могут дать ощущение липы. Всегда хорошо иметь на съемках человека, который знает о чем-то не понаслышке. Снимая фильм про врачей, обязательно присутствие врача-консультанта на площадке. Вот и у нас было так же.

— Женщина в разведке – пикантная тема, а у вас такие красавицы играют в сериале. Вы показываете как эффектная внешность помогает добывать им секреты?

— Безусловно, женская красота использовалась в разведке на протяжении веков. Но это хорошо работает только тогда, когда красота идет в совокупности с умом. У нас Екатерина Волкова как раз играет такую блистательную разведчицу, благодаря которой была получена невероятно ценная информация.

— Как вы сформулировали для себя: в чем заключается идея сериала?

— Для меня это прежде всего фильм об уникальном человеке, который построил невероятную спецслужбу, признанную одной из самых сильных в мире. До Фитина советская разведка абсолютно не котировалась. Также для меня это многослойный сериал: через судьбу уникального человека мы показываем историю разведки предвоенного и военного периода. А через историю разведки – и историю самого сложного отрезка жизни Советского Союза.

Беседовала Илона Егиазарова.

 

Другие статьи по теме

Анастасия Федоренко. Красная площадь на одну ночь стала съемочной площадкой

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x