В Малом театре состоялась премьера спектакля «Женитьба Бальзаминова»

В Малом театре — премьера. Грядущее двухсотлетие А. Н. Островского театр  под руководством  Юрия Соломина встречает  постановкой А. В. Дубровского «Женитьба Бальзаминова».

Словно Емеля из старой  русской сказки, лежит на гигантской печи Михайло  Бальзаминов (артист Дмитрий Марин). Снятся разнеженному Михайлу-Емеле райские кущи под звездным небесным куполом. Звезды мерцают так призывно, так ярко! А вокруг печи, словно белые лебеди, проплывают затянутые в белоснежные подвенечные платья замоскворецкие барышни – одна краше другой. Гребёт  в сторону невест Бальзаминов, сидя на печи,  орудуя вместо весла большой деревянной лопатой. А невесты уже берут в полон  красавца Мишаню, окутывают его своими белоснежными платками-фатами.  А Мишаня-то и не против! Мишаня-то – завсегда пожалуйста!

Но, чу! Скрип половицы, щелканье ставни, крик кухарки Матрены (Е. Базарова), и  зритель вместе с Бальзаминовым вплывает в другую реальность – в уютный дворик Замоскворецкого деревянного дома середины позапрошлого века.  Здесь всё дышит стариной.

Ах, уж эта купеческая Москва, «слава прабабушек томных»!  Художница Марина Утробина  не пожалела красок, изобразив старое Замоскворечье яркими цветными пятнами: ветви деревьев в садах ломятся под тяжестью сочных плодов, вдали проглядывают купола храма, купеческие домики обволакивают  своим домотканым уютом. Хрюканье свиней, кудахтанье кур за деревянными заборами, вздохи и шёпот розовощеких замоскворецких барышень. «Кудри, склоненные к пяльцам, взгляды портретов в упор…»  И за всем этим наблюдает мудрый кот – символ безмятежности и  подзабытого, почти детского счастья.

Среди вот таких картин — настоящего гимна  московской старине — разворачиваются события пьесы Островского. Хотя, если быть совсем уже точными, события сразу двух пьес, изящно соединённых в общий спектакль –  «Праздничный сон – до обеда» 1857 года, и более поздней «За чем пойдёшь, то и найдёшь» 1861 года.

Дмитрий Марин делает мелкого чиновника Михайло Бальзаминова человеком, особых талантов не имеющим: живет себе молодец в доме маменьки,  мечтает о богатой невесте. Этот Бальзаминов  столь же инфантилен, сколь и обаятелен, столь же ленив, сколь и наивен. Но амбиций при всем том не лишен: мнит себя Наполеоном, о чем свидетельствует треуголка на голове. Единственным подлинным богатством Мишеньки является природная доброта, за что Господь, видимо, и посылает герою в финале богатую невесту, до смешного похожую на него самого (Светлана Аманова). Она тоже ленива до самозабвения. Вообще в этой пьесе лень и нега просто разлиты в  воздухе.

Лень рождает скуку, скука  — желание развлечься. Вокруг Мишеньки постепенно начинают разворачиваться битвы. Запертые барышни тайно шлют записочки воздыхателям, офицер в отставке похищает девицу из родового гнезда, купец приезжает, чтобы сосватать племянницу за престарелого богатого компаньона, сваха ищет, где бы еще опрокинуть рюмочку.

Всё это великолепие отношений, состояний, эмоций разыгрывают народные, заслуженные, и еще учащиеся в Щепкинском училище, будущие народные артисты. В Малом театре поют, танцуют, бьют чечетку, пьют чай с бубликами и  получают свою порцию аплодисментов  все —   блистательная Ирина Муравьёва, монументальная Людмила Полякова, неподражаемо-комичная Людмила Титова, томная Светлана Аманова. Совершенно шикарны (тут другого слова и не подберешь) представители сильного пола  — Владимир Носик, Виктор Низовой, Александр Никифоров. Очаровательны, каждая по своему,  Анастасия Дубровская, Ольга Жевакина, Екатерина Базарова. Вообще в этом спектакли все чудо как хороши! Браво!!!

Зритель,  посмеиваясь, узнает в персонажах себя, и испытывает  ощущение праздника – от вкусного писательского слова, от прекрасной актерской работы, от буйства красок после затяжной коронавирусной зимы. В послевкусии же остается и нотка  легкой грусти по канувшим в Лету звукам клавесина, доносящимся из окон, темным шторам в цветах, великолепным мордам на воротах, завитым  кудрям, склоненным к пяльцам.

Ах, как же жаль,  что вы ушли в прошлое, «томных прабабушек слава, домики старой Москвы».

Елена Булова.

Фото Евгения Люлюкина

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x