Около 90 автомобилей марки ГАЗ-21 «Волга» выстроились на территории ВДНХ, около музея Гаража Особого Назначения (ГОН) ФСО России. Региональная общественная организация Автоклуб «Волга М-21» в рамках открытия ретросезона – 2022 организовала традиционный автопробег, посвященный годовщине открытия музея ГОН на территории ВДНХ и официального года культурного наследия России.
С утра на площадке перед зданием музея развернулась уникальная экспозиция на колесах. Сверкающие красавицы – мечта каждого советского человека, символ власти, успеха, богатства. Автомобиль «Волга» ГАЗ-21 серийно выпускался с 1956 по 1970 год. Всего было выпущено 639 478 экземпляров различных модификаций. Именно «двадцать первая» выступала в других странах как символ качества и надежности советской продукции. Эта модель – не просто отдельная страница истории техники в нашей стране, это настоящий символ эпохи, культовый автомобиль неотрывно связанный с великими людьми и событиями, с многочисленными семейными историями и воспоминаниями. А универсал ГАЗ-22 был, в частности, у великого актера Юрия Никулина, поэта и драматурга Сергея Михалкова, знаменитых мастеров фигурного катания Олега Протопопова и Людмилы Белоусовой.
На площадке все желающие смогли полюбоваться на «те самые «Волги» с оленями», которые знакомы нам по фильмам «Берегись автомобиля!», «3+2», «Бриллиантовая рука», «Мертвый сезон». Также здесь были представлены автомобили,« служившие» в пожарной охране, милиции и на подстанциях скорой помощи из коллекции участников и друзей клуба: милицейская ГАЗ 21, пожарная оперативная машина ГАЗ 21, такси ГАЗ 21, автомобили ГАЗ 22 «Скорая помощь» и другие. Коллекционеры и реставраторы-энтузиасты с удовольствием рассказывали как реальные истории, так и легенды про любимые автомобили.
Автомобиль среднего класса ГАЗ-21 «Волга» стал для советской промышленности по-настоящему знаковым. Седан с четырьмя дверями отечественные конструкторы разработали в 1954 году. В основу проекта легли имевшиеся на тот момент наработки по проекту «Победы». Дизайн «Волги» сложился еще на раннем этапе разработки машины. Его автором стал художник-конструктор Лев Еремеев. Во время разработки мастер опирался как на отечественный опыт, так и на опыт иностранных автомобильных компаний.
На первые «Волги» сначала начали ставить коробку-автомат. Но новшество не пришлось по душе, на заводе долго вспоминали, как некоторые владельцы первых машин писали письма и даже сами приезжали в Горький просить и требовать замены ненадежного агрегата на привычный механический. Поэтому сохранившиеся ранние «автоматические» «Волги» — истинные раритеты. Интересно, что первые ГАЗ-М21 красили в два цвета, ориентируясь на экспорт, поскольку такая окраска была очень модной не только в США, где двухцветных машин выпускали особенно много, но и в Европе. Но на ГАЗе двухцветные машины терпеть не могли! Ведь их красить — проблема, особенно сложно сделать ровным переход между колерами. К счастью для работников ГАЗа, мода на двухцветные машины стала сходить на нет. В дальнейшем в два колера окрашивали только единичные, заказные машины.
Первые «Волги» внешне отличал массивный круглый элемент с пятиконечной звездой в середине решетки радиатора. Появление этой облицовки на машинах первой серии – отдельная история. На обязательном показе опытных автомобилей в Кремле оформление передней части автомобиля не понравилось маршалу Жукову. На завод из Москвы была дана срочная директива: переделать. И на машину срочно установили пятиконечную звезду – она маршалу не могла не понравиться! В 1958 году, когда полководец попал в опалу, пришла новая директива – опять переделать… На капоте появились «птичка», олень и «капля».
Знаменитый олень, украшавший капот «Волги» первой и вторых серий, в финальной серии не был использован, что объясняется не только озабоченностью о безопасности пешеходов. Он стал настоящим магнитом для воров, которые срывали оленей с автомобилей. Поэтому уже в конце пятидесятых фигурку оленя перестали ставить на экспортные автомобили и такси, заменяя её «каплей» — безопасной обтекаемой фигурой вытянутой формы. В 1962 году все украшения с капота «Волги» убрали. Существует и другая причина: во время дождя, потоки воды, ударяясь об оленя, летели прямиком на лобовое стекло, что затрудняло обзор во время движения. Но владельцы ГАЗ-21 все равно «сажали» оленей на капоты своих автомобилей, покупая хромированные фигурки в магазинах автозапчастей или у спекулянтов.
В 1962 году одновременно с выпуском автомобилей так называемой третьей серии, на конвейер встал универсал ГАЗ-22. Мечта миллионов советских людей! «Волги» стали оснащать трехдиапазонным радиоприемником, вместо цельного переднего дивана поставили два раздельных кресла, на панели красовались большие круглые часы с надписью «Сделано в СССР». Собирали эти автомобили на Горьковском автомобильном заводе до 1970 года. Выделить серию легендарного ГАЗ-21 на глаз было невозможно. Все отличия прятались под кузовом, под капотом, а также в салоне. Автомобиль оказался чрезвычайно удачным, а потому именно двадцать первая «Волга» была одним из первых советских легковых экспортных автомобилей и смогла стать одним из символов эпохи.
Выступавшие на мероприятии почетные гости – члены автоклуба «Волга М-21» рассказали, что ежегодно автоклуб проводит несколько традиционных собраний, участвует во всевозможных тематических выставках и мероприятиях. Главная цель движения – сплочение единомышленников и любителей автомобилей ГАЗ, сохранение и восстановление исторического наследия нашего государства, привлечение внимания к уважению истории страны, ее культуре и достижениям, просвещение молодого поколения. Клубы автолюбителей объединяют людей разных профессий и взглядов, коллекционеров и людей, профессионально посвятивших себя автоспорту и автомобилестроению. Среди ежегодных мероприятий особо значимое – открытие нового сезона, когда после зимнего периода у участников появляется возможность собраться, представить новые проекты, обсудить планы и поучаствовать в автопробеге.
Уже много лет автопробеги посвящаются одному из самых важных для страны событий, например, юбилей Великой Победы, полет Юрия Гагарина в космос, юбилей кинорежиссера Эльдара Рязанова, 90-летие легендарного журнала «За рулем». Многие автомобили входят в специальный коллекционный реестр завода ГАЗ, как лучшие отреставрированные ретро-автомобили одноименной марки. Нередко участники клуба представляют Россию на профильных выставках или спортивных ралли за рубежом.
Собрание автомобилей «Волга» всегда создает атмосферу праздника, вызывает искренний интерес у знатоков истории и простых зрителей.
Михаил Ковалев
Фото автора