На Новой сцене МХТ им. Чехова состоялась премьера моноспектакля «Говорит Москва» по тексту Юлии Поспеловой в постановке Даниила Чащина.
Спектакль, посвященный дочери Сталина Светлане, весьма редкое явление на сегодняшней сцене. Казалось бы, все перипетии ее судьбы давно отрефлексированы обществом и прочитаны в ее мемуарах и письмах довольно обстоятельно. Почему же эта история взволновала и драматурга, и режиссера, и, главное, исполнительницу текста, замечательную актрису Наталью Тенякову? На фоне происходящего сегодня история жизни Светланы Аллилуевой вряд ли вызовет интерес широкой зрительской аудитории. Впрочем, интонация спектакля, выбранная для представления, невольно заставляет погрузиться в те давние времена, когда ребенок боготворил своего отца, по-своему переживал смерть матери, как ей объяснили – из-за аппендицита. Когда она выступала перед соратниками отца – «дядей Семеном», «дядей Климом», а особенно выделяла «дядю Сережу». Когда смотрела с папой кино Чаплина…
Наталья Тенякова сидит за письменным столом в платье, какое было у Светланы в ее юности (художник по костюмам Елена Афанасьева), и весь спектакль читает текст, перебирая пожелтевшие листы. Читая эти воспоминания о ее детстве и юности, она делает этот совсем не отстраненно, а вместе с героиней переживая самые запоминающиеся минуты ее жизни. Одним голосом, сменой интонаций, да еще скупыми жестами и мимикой актриса «проживает» этот сюжет. За кадром порой звучит голос отца Светланы и других мужчин (Артем Быстров), а в пандан к ней еще одна героиня – девушка из той эпохи (Дарья Петриченко), неровным но очень бодрым голосом поет жизнерадостные советские песни, как бы иллюстрирующие фрагменты сюжетов из советской действительности на заднике с «ожившими картинками», воссоздающими социалистический реализм в живописи (художник Михаил Заиканов).
Красивые картины дают зрителям возможность сопоставить текст Натальи Теняковой с ее глубоким проживанием воспоминаний и дальнейшего осмысления эпохи. В финале прозвучит знаменитая «Сулико» так любимая отцом Светланы. И только в конце на освещенной сцене мы замечаем груды одежды людей, погибших от руки ее любимого до самой его смерти отца, память которого он не оскорбила ни словом. Убийство Мейерхольда, лагерь для Каплера, и так далее, и так далее. А в финале – знаменитый голос по всем радиостанциям Советского Союза: «Говорит Москва. Умер Сталин…»
«Это про историю нашей родины и про женщину, которая была счастлива лишь в детстве. Это человек, который был в эпицентре того, что называется властью», – сказала Наталья Максимовна, отвечая на вопросы журналистов.
Спектакль длится чуть больше часа, и в этот короткий промежуток вписалась жизнь «кремлевской принцессы» до смерти ее отца, включая эпизоды постепенного взросления и понимания сути событий.
Ирина Шведова.
Фото автора