Выставка «Авангард. На телеге в XXI век» проходит в Музее русского импрессионизма

В Музее русского импрессионизма до 22 мая открыта выставка «Авангард. На телеге в XXI век». Это реконструкция масштабной экспозиции авангардного искусства, забытой в Вятской губернии сто лет назад. 

Предыстория. 1920 год

Испанка, расстрел Колчака, голод, тяжелое для народа время – обстоятельства, не способствующие выставкам, совпали с недолгим периодом любви между авангардом и советской властью. Так, в город Советск был командирован Евгений Медведев с задачей нести рассказ о новой стране.

Судя по документам, Евгений Медведев и его товарищи приобрели телегу и лошадь для транспортировки картин, они тогда действительно перевозились на телегах. Истоки мы видим в 1863 году, когда в академии Санкт-Петербурга назревает «бунт четырнадцати» – художники восстают против академической манеры и хотят писать то, что видят вокруг, вскрывать социальные язвы, не обращаться к академизму, библейским и античным историям. Именно тогда организуют первые передвижные выставки для просвещения народа и распространения нового искусства.

Наше время

В старинном провинциальном городе Яранске Кировской области в краеведческом музее была найдена утерянная сто лет назад выставка. Осенняя распутица, проблемы с финансированием, точнее с его отсутствием, сделали дальнейшую транспортировку в другие города невозможной. Картины временно оставили в местном музее и забыли про них… Гражданская война, не до искусства.

За прошедшие сто лет имена многих художников-авангардистов, участвовавших в выставке, переместились в первые ряды, их картины стали продаваться на лучших аукционах. В общем, находка оказалась бесценной.

Зал выставки «Авангард. На телеге в XXI век» с полукруглыми стендами поделен на сектора. Реалистические картины соседствуют с абстракционизмом, живопись с графикой.

Экспозиция поделена на три тематических раздела «Реалистическая традиция», «Абстрактный метод» и «Авангардный поиск».

Разобраться в течениях-направлениях живописи того времени помогает множество представленных пояснительных материалов: хронология исторических событий 1910-1920-х годов, разъяснения искусствоведов, подробные биографии художников.

Реалистическая традиция

Первый раздел представляют художники Казанской школы, именно туда отправлялись учиться, именно там был центр. Главным преподавателем школы был Николай Фешин – любимый ученик Ильи Репина. Фешин – нервическая натура, очень трепетно относившийся к своему делу, предпочитает работу с портретами – такая дань учителю. Один из них – «За самоваром. Портрет Ольги Михайловны Ясеневой». Важно отметить влияние на реализм 20-х годов XX века импрессионизма и экспрессионизма, которое прослеживается в работах Фешина.

«Слепец» Николая Никонова, ученика Николая Фешина, густыми, пастозными мазками демонстрирует манеру импрессионистов – яркий свет резко контрастирует с самим слепцом, для которого яркость не имеет никакого значения.

Николай Никонов. Слепец.

Еще один художник, чьи работы представлены на выставке, Александр Деньшин – спасший от забвения дымковскую игрушку. Именно он поддержал единственную женщину, которая помнила процесс изготовления дымковской игрушки. Деньшин много писал провинциальные русские города, пейзажи. В его работах видно влияние модных в 20-х годах французских течений, что демонстрирует «Портрет Малькова». Обращает на себя  внимание ковер – мазки, наслоение, а выбор ракурса, абсолютно нехарактерный для портрета, позволяет нам увидеть надменность, снобизм героя.

Авангардный поиск

Графическая серия Василия Чекрыгина, трагически погибшего в 25 лет, вызывает ощущение жутковатости, работы связаны с теориями воскрешения мертвых. Действительно, кажется, что судьба не дала ему шанс осуществить огромную мечту – писать фрески.

Василий Чекрыгин. Голова.

Отсутствием экзотики, характерной для восточной темы, крайне интересна работа Сергея Колесникова «Монгольский лама». Восток у Колесникова аскетичен, он будто берет главное – мудрость. Лицо героя из-за скошенных углов носа, подбородка напоминает гору или холм, становясь частью пейзажа.

Сергей Колесников. Монгольский лама.

Николай Синезубов, показывающий простыми сценками трагические истории человеческой жизни. Уставшая женщина «После бала» и ее напряжение от позы или девушка «У зеркала», поправляющая одежду перед выходом, навевают нервозность.

Николай Синезубов. После бала.

На обратных сторонах холстов мы видим портреты. Это время, когда трудно найти лишний холст, художники просто переворачивали работу и писали на другой стороне.

Николай Синезубов. Автопортрет.

«Лежащая женщина» Георгия Лазарева интересна догадками о том, что сто лет назад именно она была главным притяжением выставки. Впечатление, которое произвела картина на провинциальную публику, скорее всего, приближалось к шоку и, возможно, вызывало не только любопытство, но и протест: «лучше бы фунт гвоздей купили». Работа теплая, дышавшая, чувственная, две сведенные стопы, будто ищущие защиту. Трогательно.

Георгий Лазарев. Лежащая женщина.

Абстрактный метод

Золотой по именам раздел. Алексей Моргунов, Ольга Розанова, Александр Экстер, Любовь Попова, Василий Кандинский. Интересно, что графика Кандинского была обнаружена в выцветших советских «Папках для бумаг». Живопись, особенно в эпоху тотальной победы соцреализма над разумом, хранилась в худших условиях: ее постоянно куда-то перекладывали и задвигали.

Василий Кандинский. Эскиз композиции «Красное с черным».

Музей русского импрессионизма открыт с понедельника по воскресенье, время работы с 11.00 до 20.00 часов, в среду и четверг – с 12.00 до 21.00 часа. Билеты лучше заранее приобретать на официальном сайте.

Дарья Калинина.

Фото автора

Добавить комментарий