Кофе на вынос: следим за ценами

Шуточный прайс-лист кофейни:

Один кофе — 100 рублей

Один кофе, пожалуйста — 75 рублей

Здравствуйте. Будьте любезны, один кофе — 50 рублей

Одно кофе — 150 рублей

Утром в пятницу, 27 мая, сервис Гугл показывал, что в Москве работают 6 точек Starbucks из 20-ти. На сайте компании висит сообщение, что с 10 марта сеть кофеен «временно приостановила работу». Впрочем, на этой неделе стало известно, что статус «временно» перешел в статус «постоянно»: после пятнадцати лет работы на российском рынке сеть ликвидирует свое юридическое лицо в России. Кстати, сообщается, что Starbucks особо от ухода не пострадает: 130 российских кофеен обеспечивали компании всего-навсего 2 процента прибыли.

И это неудивительно, поскольку заведений формата «кофе на вынос» в Москве больше, чем частичек в кофейной гуще. Среди них есть как сетевые, объединяющие несколько точек под одним названием, так и частники. Ведь в сущности, для того, чтобы торговать кофе, надо приобрести кофе-машину и заключить контракт на поставку сырья и одноразовых стаканчиков. Плюс, по желанию, — выпечка.

Есть, конечно, нюансы. Во-первых, кофе-машины могут быть разного класса. И от этого зависит качество напитка. Во-вторых, можно закупать уже обжаренные зерна, а можно — зеленые. Но тогда придется обзавестись еще аппаратом для обжарки и помола кофе. Качество исходного продукта при этом возрастет, так как кофе из зерен, обжаренных сегодня утром и только что смолотых, вкуснее. Но и цена, соответственно, выше.

Но главный, пожалуй, нюанс — это не аппараты, а наличие баристы, который знает все тонкости обжарки, помола, умеет регулировать давление в кофе-машине, да еще и рисует на поверхности чашки с капучино или латте различные узоры.

Словом, есть кофейни класса «нажал кнопочку, получил продукт», а есть заведения, рассчитанные на более утонченный вкус.

В любом случае ясно одно: если у Старбакса в России было два процента прибыли, то россияне, в свою очередь, получали от него два процента кофе. И уход этой сети вряд ли особо повлияет на рынок. Куда больше проблем могут создать природные катаклизмы — вроде тех аномальных холодов в Бразилии, которые в прошлом году погубили треть кофейных плантаций.

Поговорим немного о разнице между различными способами приготовления кофе и заодно — о грамматике. Вопрос, который чаще всего возникает — а почему, собственно, кофе — «он»? Дело в том, что еще в конце XIX – начале XX века говорили не «кофе», а «кофий» или «кофей». И это слово, без сомнения, относится к мужскому роду. Сейчас эти формы считаются устаревшими, но мужественность напитка они продолжают поддерживать. В любом живом языке полным-полно таких мемориалов. Вас ведь не удивляет, к примеру, наличие двух форм множественного числа — память о том, что когда-то в русском языке было три числа: единственное, двойственное и множественное? Или то, что в языке продолжают сохраняться остатки исчезнувшего в незапамятные времена звательного падежа — боже, господи, отче? Разница в том, что считать (две, три, четыре книги, пять книг) мы учимся в очень нежном возрасте (равно как и слышать вскрики «боже мой» и «о, господи»), а с кофе знакомимся уже будучи чуть постарше. Этот напиток не для детей.

Основа практически любого кофе — эспрессо. Это кофе, который получают методом прохождения горячей воды через фильтр. Обычно порция эспрессо очень маленькая: 30 мл (хотя некоторые частные кофейни могут предложить вам чуть ли не стакан этого напитка). Правильный эспрессо имеет ряд параметров. Для сингла используется 8 – 12 грамм кофе тонкого помола, для дабла — 18 – 22 грамма. Температура воды должна быть 96 – 98 градусов Цельсия, давление в аппарате – около 9 бар.

Еще немного лингвистики. Порой можно встретить написание (и произношение) экспрессо. Те, кто так говорят, основывают свои аргументы на латинском языке. Кофе таким способом готовится быстро — expresso. Некоторые идут еще дальше и вспоминают, что у этого слова есть еще и значение «выразительный», и что это прошедшее причастие к exprimo — выжимать. Словом, по всем параметрам, слово вроде бы должно начинаться именно на «экс-». Быстрый, выразительный и готовится выжиманием — что еще надо?

Однако на самом деле название напитка происходит не от латинских слов «быстро» и не от «выжимать», а от итальянского слова esprimere — выражать. В итальянском языке есть выражение «сделать что-то специально и быстро», и этом случае как раз используется это слово. «Эспрессо» в Италии могут сделать не только кофе, но и спагетти, и пиццу. Главное — что это сделают специально для вас и немедленно.

Разумеется, слово esprimere происходит — как и весь итальянский язык — из латыни. И когда-то X в нем, безусловно, был. Но потерялся где-то в веках и к нам дошел уже без этой буквы. Поэтому и мы должны без нее обходиться.

С другими вариантами кофе таких лингвистических заморочек уже не будет.

Напиток американо изобрели американские солдаты во Вторую мировую войну. Эспрессо показался им слишком крепким, и они стали разбавлять его водой. Классический американо — это двойной эспрессо (доппио), разбавленный водой в соотношении 1:1.

Капучино — это самый красивый кофе (ну, не считая латте), тот самый, на котором бариста рисуют всякие узоры вплоть до портретов. Или хотя бы банальное сердечко. Готовится капучино из эспрессо и вспененного паром горячего молока. В капучино эти составляющие должны быть в равных пропорциях. Ну, а чтобы было удобнее рисовать, применяют порошок какао, корицы, шоколадную стружку и сиропы.

И опять-таки, кому-то капучино показался слишком крепким, и на свет появился латте. В этом напитке на одну часть эспрессо приходится три части молока.

Россия тоже внесла свою лепту в разнообразие кофейных напитков. Именно наши бариста придумали раф — напиток из эспрессо, сливок и ванильного сахара. И назвали его именем постоянного клиента, который побудил их на творчество.

Несмотря на значительный рост цен на растворимый кофе в магазинах столицы, стоимость напитков в кофейнях Москвы практически не изменилась. Но мы будем следить за ними.

Сравнительная таблица цен в разных кофейнях

Яна МАЕВСКАЯ.

Фото пресс-службы Tele2

кофе на вынос

Добавить комментарий