Роскачество: под видом пивных напитков производители реализуют слабоалкогольные коктейли

Роскачество выявило, что под видом пивных напитков недобросовестные производители реализуют слабоалкогольные коктейли, тем самым вводят потребителя в заблуждение и уклоняются от уплаты акцизов и налогов.

Роскачество завершило масштабные исследования на рынке пивной отрасли, которые проводились в 2021 – 2022 годах. Алкогольная продукция анализировалась на соответствие обязательным требованиям законодательства. Также для оценки уровня фальсификации Роскачество учитывало данные, предоставленные Национальным научным центром компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК).

В исследования Роскачества вошли пивные напитки, в том числе всем известных брендов, таких как Essa, Hoegaarden, Krušovice, Miller, Redd’s, Velkopopovicky Kozel и другие. Результаты испытаний показали, что под видом пивных напитков, для производства которых не нужна лицензия, часто декларируется другой вид продукции — слабоалкогольные коктейли, акциз на которые гораздо выше, чем у пивных. Недобросовестные производители слабоалкогольных коктейлей практически безнаказанно выпускают свою продукцию под видом пивных напитков, тем самым наносят ущерб всей категории, вводят потребителя в заблуждение и уклоняются от уплаты необходимых налогов. Наличие «псевдопивных напитков» на рынке — это нарушение действующего законодательства и серьезный урон бюджету страны.

По данным ННЦК, незаконный оборот пива и пивных напитков в РФ (включая мимикрию слабоалкогольных коктейлей под пивные напитки) приводят к потерям федерального бюджета до 30 млрд рублей ежегодно, в том числе до 27 млрд руб. за счет неуплаты акцизов.

В последние годы на рынке прослеживается тенденция по увеличению объема производства пивных напитков и замещению ими части рынка пива. Так, при среднегодовых объемах производства пива на уровне 800 млн дал в год, производство пивных напитков с 2015 года до 2021 года выросло в 2 раза с 51 млн дал до 96 млн дал. Таким образом, доля пивных напитков на пивном рынке за последние 6 лет увеличилась с 6,5% до 12%.

Ранее Роскачество установило, что 16% исследованного светлого пива не соответствует требованиям российского законодательства (в закупку вошла алкогольная продукция 113 торговых марок).

Но наиболее значительные случаи фальсификации отмечены среди пивных напитков. Согласно результатам исследований Роскачества и данным ННЦК, совокупная доля фальсифицированных пивных напитков достигает 40,6%. При этом 25% — это продукция транснациональных компаний, 56,2% — средних и малых предприятий. Массовая концентрация общего азота в таких напитках оказалась меньше допустимого ГОСТом уровня и (или) не обнаружена вовсе. То есть при производстве такой продукции использовано недостаточное количество солода, пивного сусла или пива.

Пива нет

Так, из исследованных Роскачеством напитков псевдопивными являются Beer Lazer и «Белый виноградный день». В этих товарах общего азота не обнаружено вовсе, то есть, пива там нет. Также у Beer Lazer эксперты зафиксировали низкий уровень пены — в два раза ниже, чем необходимо для сокосодержащих пивных напитков. Кроме этого, пена оказалась нестойкой — исчезла меньше, чем за минуту, что также является нарушением требований ГОСТ.

В напитках Garage, Somersby apple, Miller и Marty Ray показатель общего азота был выше нуля, но его содержание всё равно оказалось меньше минимально допустимого уровня по ГОСТ — менее 250 мг/дм3.

Правда, вышеперечисленные пивные напитки были произведены в 2021 году (до вступления в силу ГОСТ 34789-2021, согласно которому содержание общего азота установлено не менее 250 мг/дм3).

Тем не менее после вступления в силу соответствующего ГОСТа Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) сообщила в Роскачество, что установленная ГОСТ 34789-2021 концентрация общего азота в пивных напитках  позволяет идентифицировать и выявлять недоброкачественную и фальсифицированную пивоваренную продукцию, производимую на территории Евразийского экономического союза. Алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, подлежит изъятию в случае, если ее производство и (или) оборот осуществляются в том числе без соответствия государственным стандартам.

Официальное письмо Росалкогольрегулирования опубликовано на портале Роскачества.

Пивные напитки, в которых больше всего пива

По результатам исследований Роскачества, в пивных напитках 14 из 20 исследованных торговых марок, содержание общего азота соответствует требованиям, установленным в ГОСТ, и требованиям Федерального закона № 171-ФЗ. В совокупности с другими факторами (содержание спирта, отсутствие консервантов и красителей, пенообразование и пеностойкость, органолептика) их действительно можно назвать пивными напитками.

Кроме этого, у пивных напитков 5 торговых марок концентрация общего азота составила более 600 мг/ дм 3. Это продукция марок Edelweiss, Essa, Grimbergen Blonde, Hoegaarden и Krušovice. Данный факт свидетельствует о том, что при производстве этих пивных напитков использовано значительное количество солода, пивного сусла или пива, поскольку такая концентрация азота (не менее 600 мг/дм3) установлена требованиями к пиву. Стоит отметить, что среди товаров с высоким содержанием общего азота почти нет низких оценок в рейтинге Роскачества. Все они оценены экспертами от 4,5 до 5 баллов.

Пивные напитки, в которых много пива
Торговая марка Общий азот, мг/дм3 Примечания
Redd’s 250±25 Ароматизатор, заявлен в составе
Corona Extra 310±31
Alko (со вкусом мяты и лимона) 320±32
Жигулевское 330±33
Velkopopovicky Kozel 350±35
Amsterdam 440±44
Dr.Diesel 460±46 В составе краситель, не указанный в маркировке
Leffe ambree 500±50
Guinness Original 510±51
Krušovice 580±58
Grimbergen Blonde 650±65
Edelweiss 690±69
Hoegaarden 850±85
Essa 990±99 Ароматизатор, заявлен в составе

 Роскачество напоминает, что в России главное отличие пивного напитка от пива — состав. В нашей стране это официально разные продукты. Если в пиво добавили, например, щепотку кориандра или влили каплю яблочного сока, это превращает пиво в пивной напиток. Такой продукт уже нельзя относить к пиву, он должен быть отнесен к пивным напиткам.

Стоит подчеркнуть, что в пивных напитках допустимы ароматические и вкусовые пищевые добавки. Однако красители не допускаются требованиями ФЗ-171 и ГОСТа. Роскачество считает, что продукция не соответствует понятию напитков, изготавливаемых на основе пива, при наличии красителя, который свидетельствует о нарушении положений ГОСТ Р 55292–2012.

Исполнительный директор Ассоциации производителей пива Вячеслав Мамонтов: 

— Определение «пивные напитки» появилось в законодательстве РФ в 2012 году. Следует отметить, что такого определения нет ни в одной стране. Это привело к тому, что в России многие марки и сорта пива, считающиеся пивом во всем мире, оказались в категории пивных напитков. В соответствии с российским законодательством под определение пивных напитков подпадает как продукция известных брендов (в том числе и фруктовое пиво, и бир-миксы), так и продукция менее известных торговых марок.

— Кроме этого, такой подход создал для недобросовестных производителей слабоалкогольных напитков, с целью ухода от более высокого акциза, возможность маскировать свою продукцию под пивные напитки, пользуясь несовершенством терминов и определений Федерального закона № 171-ФЗ.

По информации Роскачества.

пиво пивные напитки
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр
Александр
2 лет назад

У меня приятель прикупил оборудование для производства пива в домашних условиях. Теперь всегда имеет качественный натуральный продукт, себестоимость которого соразмерна с ценой продаваемой “химозы”.

Саша
Саша
2 лет назад

Конечно, обманывать и мухлевать нехорошо, но не сказал бы, что это новость из разряда “не может быть!” По-моему, во все времена и во всех магазинах (и на каждом производстве) люди вот так вот хитрят. Другое дело, что попадаются далеко не все.

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x