В Москве 4 июня прошел парад ретротранспорта. По количеству зрителей он вполне смог конкурировать с проходившими в этот же день мероприятиями фестиваля «Рыбная неделя» и открывшегося 3 июня книжного фестиваля «Красная площадь».
В наш скоростной век создано множество технологичных, эргономичных и суперкомфортных автомобилей самых разных моделей. Казалось бы, кому нужны старые машины, пора уже забыть прошлое. Но ретротранспорт не сдает свои позиции — машины разных времен и производителей до сих пор можно встретить на дорогах, за ними охотятся коллекционеры, их показывают на выставках. Кстати, в течение последних двух лет прослеживается увеличение спроса на автомобили, выпускавшиеся с 1960-х по 1990-е годы. Они уже тоже стали раритетом.
Сегодня иметь собственный автомобиль – норма. Однако так было не всегда. В СССР люди годами копили деньги на покупку «Запорожца» или «Москвича», а для многих автомобиль и вовсе казался неосуществимой мечтой, невероятным дефицитом, приобрести который было крайне трудно. Впервые официально купить машину советский человек смог лишь в 1948 году, и то – отстояв многолетнюю очередь. Счастливые обладатели четырехколесного друга берегли его, холили и лелеяли, поэтому советские автомобили до сих пор можно встретить на улицах городов на всем постсоветском пространстве.
Главным же средством передвижения, в том числе и в Москве, был общественный транспорт. Многие его модили москвичи и гости столицы смогли увидеть 4 июня на Чистопрудном бульваре во время проведения парада ретротранспорта. В нем приняли участие трамваи разных поколений, грузовики МАЗ и ГАЗ из коллекции Музея транспорта Москвы, а также автомобили и мотоциклы советской эпохи. Возглавил парад один из старейших представителей общественного транспорта Москвы – конка образца 1872 года. Открывал проход трамваев по праву старшинства трамвай серии «Ф» 1908 года постройки, за ним проехал, звеня, трамвай РВЗ-6, представитель поколения трамваев 60-х годов ХХ века.
Гости праздника увидели легендарный трамвайный вагон, который был собран на Коломенском заводе в 1930-м. Это не просто вагон, а заслуженный киноартист – ветеран отечественного кино. На нем ездили герои фильмов «Холодное лето 53-го» и «Покровские ворота». Глеб Жеглов и Володя Шарапов в «Месте встречи изменить нельзя» в этом вагоне задержали карманника Кирпича. А в фильме «Мастер и Маргарита» вагон стал причиной гибели Берлиоза…
Также в ретропараде приняли участие автомобили из музея гаража особого назначения – машины для высшего руководства страны. Главной машиной «правительственной» группы автомобилей стал ЗИЛ-31047. Несмотря на то, что эта машина выпускалась с середины 80-х, она очень популярна у коллекционеров. Этот огромный семиместный лимузин был эталоном советского автомобиля: невиданные по тем временам кондиционер, стереомагнитола, электростеклоподъемники, электрозеркала, коробка автомат, сиденье водителя из натуральной кожи. Сотрудники Музея транспорта Москвы показали и лимузины-кабриолеты, которые участвовали в парадах Победы на Красной площади.
Посетители толпой обступили ЗИЛ-118 – самый красивый автомобиль советской эпохи. Автобус с красивым названием «Юность» был сделан не по приказу высокого руководства СССР. Его построили на узлах и агрегатах лимузина сотрудники ЗИЛ по собственной инициативе. Футуристический микроавтобус с космически-фантастическим дизайном своим ходом доехал до Ниццы, где принял участие в международном конкурсе автобусов и получил главный приз и еще несколько наград. Машина настолько понравилась на Западе, что даже компания Ford вела переговоры о производстве «Юности» по лицензии. Договориться, правда, не удалось. К сожалению, ЗИЛ-118 массово не выпускали.
Во время ретропарада машины проехали по центру Москвы и остановились на Чистых прудах, где их можно было детально рассмотреть и даже забраться внутрь некоторых экспонатов. Для создания «авто-атмосферы» создали точку диспетчера, депо, московский дворик… Воссоздать атмосферу старой Москвы помогали исторические реконструкторы в костюмах различных времен.
Михаил Ковалев.
Фото автора