Редакционные архивы бездонны. Каждый год мы пытаемся открыть что-то новое о Пушкине и его роли не только в истории России, но и в мире. 6 июня немного расскажем о том, как широко в 1949 году праздновалось 150-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. По этому поводу издательство Академии наук СССР выпустило сборник «А. С. Пушкин. 1799 – 1949. Материалы юбилейных торжеств». Академию наук СССР в то время возглавлял Сергей Иванович Вавилов, физик, основатель научной школы физической оптики, младший брат Николая Вавилова – выдающегося ученого-генетика.
Торжественное заседание общего собрания Академии наук состоялось 7 июня 1949 года в Москве в Колонном зале Дома союзов. Во вступительном слове С. И. Вавилов отметил: «Празднование 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина в Советском Союзе – это радостное событие. Его отмечает вся наша страна, все республики, все народы, входящие в советское содружество, все советские люди, независимо от профессии. Поэтический гений Пушкина еще в детские годы поэта поражал его современников. На другой день после смерти Пушкина, несмотря на рогатки николаевской цензуры, в печати раздался крик: «Солнце нашей поэзии закатилось». Никогда не ослабевала слава Пушкина: у него были враги, прямые и косвенные дантесы, были при жизни, были после смерти. Однако эти пигмеи могли убить Пушкина, но не могли загасить пламени его славы. <…>
Неотразимая, всегда покоряющая сила Пушкина кроется в том, что этот дворянин по рождению на самом деле всеми бесчисленными нитями своего всеобъемлющего гения был неразрывно связан с народом. Творчество Пушкина – это многогранное отражение лучших свойств русского народа, его простоты, прямоты, широты, любви к Родине, к ее замечательным людям, неискоренимого вольнолюбия, мужества, тонкого ума и чувства красоты».
Далее С. И. Вавилов предоставил слово для доклада «Мировое значение Пушкина» доктору филологических наук Дмитрию Дмитриевичу Благому, известному литературоведу, пушкинисту, впоследствии декану филфака МГУ (1950 – 1952). Профессор начал свое выступление следующими словами: «Началом всех начал русской литературы справедливо называл Пушкина Максим Горький. И действительно, роль Пушкина, родоначальника новой русской литературы, поистине громадна». Интересно, что в докладе рассказывается и о спорах относительно влияния Пушкина на творчество Гоголя: «Одно время совершенно неправильно противопоставляли Пушкину Гоголя, как представителя якобы другого, не только противоположного, но даже чуть ли не враждебного Пушкину направления в нашей литературе. На самом деле это противопоставление явно ошибочно. В становлении, формировании творчества Гоголя творчество Пушкина сыграло едва ли не самую важную роль. Не случайно над только что появившимся «Борисом Годуновым» молодой, только еще вступивший тогда в литературу Гоголь дает своего рода «аннибалову клятву» в неизменной верности своему писательскому долгу, в неподкупной честности своего литературного труда».
Затем Д. Д. Благой оценивает именно мировое значение Пушкина в контексте истории развития всей мировой литературы:
«Время Пушкина было эпохой многих кризисов и переворотов.
Определяющее значение в развитии Пушкина имело то в высшей степени важное и значительное, что совершалось на его глазах в России – прежде всего великий национально-общительный подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г., и прямое следствие этого – разгоравшаяся заря русской революции – движение декабристов.
Помимо гениальной личной одаренности Пушкина, огромную роль для всего его духовного и творческого развития как великого национального поэта сыграла именно война 1812 г. Для Франции блистательная и трагическая эпопея Наполеона закончилась национальным трауром. Для Англии ее победа была торжеством английской буржуазии над буржуазией французской. Германия была освобождена от наполеоновской тирании доблестью русских войск. Для России война 1812 г. была великой народной войной, в которой русский народ не только отстоял свою независимость, честь и свободу от иностранных захватчиков, но и спас, освободил Европу.
Войной 1812 г. Пушкин как национальный поэт поставлен был в исторические условия, так сказать, максимального благоприятствования перед всеми остальными европейскими писателями.
Для великих французских писателей той поры – Бальзака, Стендаля, Гюго – наполеоновская эпопея явилась предметов романтических грез. Для Байрона торжество английской буржуазии над Наполеоном было одним из источников его «демонического» разочарования и гордого протеста. Пушкину война 1812 г. сообщила могущественную народно-патриотическую зарядку, была источником его неиссякаемой веры в русский народ, была ярчайшим свидетельством величия русского народа, внушала чувство собственной приобщенности к этому величию, кровной связи со своим народом, с животворной и питающей народной почвой. На этой народной и национальной почве и вырастает пушкинская поэзия действительности – величайший пушкинский реализм <…> Вечно юными называл сам Пушкин творения великих писателей. Вечная юность пушкинского творчества длится уже более века. Вечно юным, завоевывающим все большее признание, любовь и восторженное удивление всего мира будет оно оставаться в веках».
Читайте Пушкина!
Ходите в библиотеки!
Ваша «Московская правда».
На фото: Митинг трудящихся на Пушкинской площади в Москве, посвященный 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина.