Владимир Суровцев: С малого родника начинается история нашей большой страны

Владимир Суровцев

В целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей 2022 год указом президента РФ объявлен Годом культурного наследия народов России. Поддерживая эту идею, «Московская правда» объявила о начале конкурса работ декоративно-прикладного искусства «В лучших традициях», в котором может принять участие любой желающий. В состав авторитетного жюри конкурса вошел скульптор с мировым именем, народный художник РФ, академик Российской академии художеств, лауреат премии правительства РФ Владимир Суровцев. Мы встретились с художником в его мастерской на Пятницкой улице, что в Замоскворечье. Среда, в которой оказались, невольно вывела на разговор об Отечестве, о творчестве и о… лошадях. И вот почему.

— Владимир, читала, что почти две трети вашего творчества посвящено теме патриотизма. И каждая из них — живая, берет за душу, что признано и мировым сообществом, и нашими, оте­чественными искусствоведами, ведь не случайно ваши работы выставлены в Третьяковской галерее. Откуда происходит источник вдохновения? Тема ведь очень сложная…

— Я отношу себя к послевоенному поколению, и, конечно, мое обращение к этой теме не случайно. Мой дед Иван — ополченец, сапер, прошел всю войну, дошел до Берлина. И отец в 1941 году, имея бронь, ушел на фронт, был участником Парада Победы. Маршал Константин Константинович Рокоссовский лично ему Красную Звезду вручал. Отец воевал под Сталинградом, и вот в 2015 году, к 70-летию Победы, в Волгограде установили нашу с сыном (он, как и моя дочь, пошел по моим стопам, стал скульптором) статую К. К. Рокоссовского в мундире Парада Победы, сидящего верхом на коне. Вот такая интересная получается связь времен и поколений. Все в этой жизни происходит не случайно, и в каждой судьбе — отражение времени, той среды, в которой человек находится.

Я часто достаю из шкафа ордена, медали, почетные грамоты отца, прошедшего от Сталинграда, через Курск, Брест, бои за Гдыню и Гданьск, до Шверина на севере Германии. Отец вызвал огонь на себя при форсировании реки Западный Буг под Брестом, за что получил орден Славы… Это мои истоки. Поэтому, когда пришло время, пошел добровольцем в армию и ни минуты об этом не пожалел. Армия характер закалила, научила дисциплине, порядку, умению подчиняться и отвечать за судьбы других людей… Огромная школа жизни. Вот на этом «замесе» рождаются мои работы…

— Вы упомянули, что во многом среда формирует характер человека, его внутренний стержень. Ваша знаменитая работа «Водопой» — о мире, о гармонии. Как ее достичь в нашем непростом мире?

— «Водопой» — одна из моих любимых работ. Молодежь, которая бывает в моей студии, с интересом ее разглядывает. Но искусство, культура — это все же надстройка, а базис составляют экономика, политика…

У нас невероятно талантливая страна, у нас много мастеров — режиссеры, писатели, художники, театральные деятели… Нельзя забывать о том, что нужно донести до молодого поколения правду о войне. Наверное, не стоит долбить об этом целыми днями. Но и так, как сейчас, тоже нельзя: включаешь телевизор — а там одни сериалы о бандитах и ворах… Можно найти множество интересных тем, а не только копаться в криминальных разборках.

Конечно, ни один памятник, ни один фильм не перестроит психологию нации. Это может произойти только в совокупности факторов, только в поддержке и настройке хорошего художественного, эстетического фона. Здесь важно все, в том числе и экология, и окружающее пространство, и главная составляющая в воспитании — семья. Вот тогда и будет гармония…

— Насколько я знаю, и ваш новый проект — это возвращение к нашей истории, ее героическому прошлому…­

— 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся исторический Парад Победы. Для меня это очень знаковая дата. И я создал горельеф, который, надеюсь быть услышанным, установят на Красной площади.

Ведь по значимости Парад Победы был как бы квинтэссенцией победы всего народа в Великой Отечественной войне. Композицию я делаю по просьбе ветеранов Вооруженных сил. Нашли спонсоров. Уже отлито три рельефа.

— Почему три?

— Дело в том, что в 1941 году прошло три парада: один, знаменитый, на Красной площади и два еще — в Воронеже и Самаре. В Самаре, кстати, был крупнейший авиационный парад, туда переехал дипкорпус и правительство. Это будет работать на историю, на Россию.

Владимир Суровцев

— В прошлом году вы отметили 70-летний юбилей весьма неожиданным способом — на съемочной площадке, да еще в роли самого Суворова, да еще у замечательного режиссера Светланы Сергеевны Дружининой, которая тоже многое делает для укрепления духа патриотизма нашего общества…

— Да, это был настоящий подарок судьбы и бесценный опыт! Дружинина, усмотрев мое сходство с Суворовым, предложила сниматься в продолжении культового, четвертого, фильма — «Гардемарины-1787. Мир». Светлана Сергеевна спросила только: «Верхом ездишь?» Я, говорю, 35 лет в седле. Немного возвращаясь назад, скажу, что именно занятие в конноспортивной школе помогло мне когда-то легко пройти, как отцу, сложный подростковый период у дочери. Мы с ней вместе стали заниматься, увлеклись этим спортом, и с тех пор лошади — моя страсть. Это я к тому, что семейное воспитание очень важно в формировании личности. Так что к лошадям у меня отношение особое, и они занимают важное место в моем творчестве.

Но возвратимся на съемочную площадку, в Крым. Надо сказать, что Суворова везде изображают с носом кверху, похожим на Буратино немножко. А Светлана Сергеевна говорит: «Это ошибка. У Суворова мама была армянка, и твой нос очень даже соответствует». Я потом специально посмотрел посмертную маску Суворова… Действительно, оказалось, что очень много общего. А по поводу актерского мастерства Дружинина сказала так: «Все, что мне надо, я из тебя вылеплю».

В общем, я согласился. Ох и нелегкий хлеб у актеров. Но помогла ведь армейская закалка!

— Что особенно запомнилось?

— …Не забуду сцену, где Суворова оперируют после ранения. Лежу абсолютно нагой на операционном столе, а меня еще водой холодной поливают. В какой-то момент понимаю, что все, больше не могу, тело начала дрожь бить — где-то на седьмом дубле. Вот тогда Светлана Сергеевна и начала меня снимать…

Мне очень повезло, что рядом со мной были замечательные актеры Дмитрий Харатьян, Александр Домогаров, Олег Масленников, Фёдор Добронравов, Елена Соколова, Михаил Мамонов и многие другие. Счастлив, что познакомился со Светланой Сергее­вной Дружининой и ее супругом, гениальным оператором Анатолием Михайловичем Мукасеем. Это люди огромной энергетики, с горящими глазами и потрясающей работоспособности. Светлана Сергеевна вечером подсовывала нам тексты под дверь. Сценарий был у всех актеров, но по ходу что-то менялось. А к утру мы уже должны были выучить нужный отрывок назубок. По восемь листов иногда! Мне было сложно, но отступать было некуда: я же Суворова играл. И на съемочной площадке ко мне относились с почтением: «Чай Суворову! Стул Суворову!» Что было, конечно, приятно, особенно когда был загримирован, в мундире, ощущал величие этого талантливого полководца…

Владимир Суровцев

— К слову, возвращаясь к нашему разговору о патриотизме: чтобы общаться с молодежью, что нужно понимать?

— Нужно каждый раз искать новую длину волны, пытаться войти с ними в резонанс. Примеры из истории, памятники и мемориалы, исторические художественные фильмы в этом смысле очень важны. И здорово, что теперь историю Отечества начнут изучать в школе с первого класса.

— Продолжая разговор, думаю, что и объявленный нашим изданием конкурс декоративно-прикладного искусства «В лучших традициях» — это тоже дань любви к Родине, обращение к ее истокам, корням. Почему вы любезно согласились стать членом жюри этого конкурса и что от него ожидаете?

— Эта тема мне очень близка, ведь я окончил факультет декоративно-прикладного искусства, семь лет работал в НИИ художественной промышленности, объездил страну и посещал места, где живут талантливые народные художники, мастера своего дела. Многое сегодня утрачено, и, конечно, возрождение традиций — очень важная тема.

Другой аспект — это самозанятость, что актуально в нынешних экономических условиях. Участие в конкурсе, надеюсь, поможет многим людям более мотивированно и организованно относиться к своему творчеству, откроет новые таланты. Ведь и Шаляпин академий не кончал, а его талант останется на века. Возможно, на нашем конкурсе зажгутся новые звезды.

Народное творчество — неиссякаемый источник фантазии. В нем есть основное: сопричастность к своей малой родине. Ведь народные промыслы на разных территориях нашей необъятной страны уникальны. А с малого родника начинается большая история нашей страны.

Нина ДОНСКИХ.

Фото из личного архива Владимира Суровцева

От редакции: 9 июня Владимиру Суровцеву исполняется 71 год. Коллектив редакции газеты «Московская правда» поздравляет Владимира Александровича с днем рождения и желает покорения новых творческих вершин и творческого долголетия.
А удивлять и восхищать он умеет.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x