Капитальный ремонт глазами художников

конкурс «Капитальная красота»

Три года назад в столице зародился конкурс «Капитальная красота», посвященный тому, как преображаются московские дома. В этом году его лауреатом стала художница Елизавета Быкова.

Мы уже писали подробно об истории возникновения конкурса. Повторим кратко. В 2020 году Фонд капитального ремонта предложил художникам увековечить старые дома, отремонтированные и отреставрированные. Результаты понравились настолько, что решили внести в действо элемент соревновательности. Пусть возможность написать старые отремонтированные дома станет привилегией! Так родились правила: сначала несколько художников пишут жилые дома и представляют их на суд жюри, которое и выбирает победителя. А дальше победитель получает право написать серию работ. Задача — запечатлеть на холсте исторические здания, которые в этом году были капитально отремонтированы.

Принять участие в конкурсе может любой желающий. Впрочем, есть одно условие: картины должны быть написаны маслом. Это связано с тем, что такие работы легче выставлять — можно просто ставить холсты на студийные подрамники. А если картины будут написаны пастелью, акварелью, гуашью, то придется все их убирать под стекло.

Победительница нынешнего конкурса Елизавета Быкова живописью занимается непрофессионально, однако ее талант и любовь к архитектуре жилого фонда столицы не оставили равнодушными членов жюри. Сейчас Елизавета оканчивает Финансовую академию по направлению «туризм». Своим источником вдохновения Елизавета называет архитектуру.

художница Елизавета Быкова Фото ФКР, конкурс «Капитальная красота»

Идея конкурса «Капитальная красота» родилась, возможно, от чувства горечи, которое испытывали специалисты ФКР, приступая к ремонту исторических зданий Москвы. Практически в каждом случае ремонтные работы предварял длинный перечень утрат и крупицы информации о них. Каждый раз приходилось изучать архивы. Каким-то зданиям повезло, они попали на фотографии, а то и на картины. А каким-то — нет. В одних случаях был запечатлен фасад, но неизвестно, что было в подъездах, в других — наоборот. Где-то сохранились дневники или письма жильцов, в лучшем случае — архитектурные планы. А сколько было новодела, когда горе-ремонтники нового времени из лучших побуждений портили выдержанное в едином стиле здание «современными штучками»! Уж не говоря о чугунных решетках — украшении любого дома эпохи модерна, — которые в большинстве своем были переплавлены; о резных дубовых дверях, замененных на стальные; о метлахской плитке, которая уцелела не везде; о лепнине, которая выкрошилась со временем.

Словом, каждое историческое здание, которое берется ремонтировать ФКР, — это большая печаль. И пусть ремонт делается со всем тщанием, к нему привлекаются лучшие специалисты, всё равно что-то оказывается утраченным безвозвратно. И возникает мысль: а что будет потом, лет через тридцать, когда придет пора снова делать капитальный ремонт? На что будут опираться наши потомки, придя в здание начала XX века с мастерком и штукатуркой?

Конечно, есть фотографии. Все этапы тщательно фиксируются. Но через три­дцать лет будут не только они.

Будут еще холсты Елизаветы Быковой, а также Вероники Юрковой — лауреата конкурса «Капитальная красота» прошлого года, — на которые талантливые руки нанесли то, что подметил внимательный глаз художника. А картины маслом хранятся долго, очень долго. Напечатанные фотографии выцветают, цифровые могут погибнуть вместе с диском, но холст, написанный маслом, уничтожить очень сложно.

Хочется еще раз повторить: art longa, reparare brevis. Да, ремонт надо время от времени обновлять, а вот искусство — вечно. Думается, эта измененная латинская поговорка может стать неплохим девизом для конкурса Фонда капитального ремонта.

Яна МАЕВСКАЯ.

Фото предоставлены ФКР

 

Читайте также

Результаты капремонта — картина маслом

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x