Круглый стол по итогам 14-го саммита БРИКС провели в понедельник, 27 июня, в МИА «Россия сегодня». Эксперты обсудили, сможет ли БРИКС стать альтернативой G7 и что для этого нужно сделать.
Участие в нем приняли заместитель директора департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации Никита Кондратьев; и.о. директора Института Дальнего Востока РАН Кирилл Бабаев; проректор по международным отношениям НИУ ВШЭ Виктория Панова и программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик.
14-й саммит БРИКС прошел 23 – 24 июня в режиме видеоконференции под председательством Китайской Народной Республики.
Согласно экспертным оценкам, самым важным итогом саммита стало подтверждение, что партнерам России можно доверять. Все наши партнеры по БРИКС понимают угрозу ограничений торговли.
Товарооборот со странами БРИКС достиг 165 млрд долл.
Необходимо формирование страховочных альтернативных цепочек торговли и развитие механизмов перестрахования.
Вопросы дедолларизации ввиду односторонних санкций обострились. Доля расчетов в национальных валютах достигла 25%. Тестируется пул резервных валют. Обсуждается возможность интегрирования платежных систем. Карты UnionPay выдаются в десяти банках России. Центробанк готов подключать их к российской системе финансовых сообщений, альтернативному аналогу SWIFT.
Вопрос создания международной альтернативной валюты больше дискуссионный, считает Никита Кондратьев. Сейчас на повестке – вопрос увеличения доли расчетов в национальных валютах. Пока создать общую альтернативную валюту вряд ли возможно, это прежде всего должно быть выгодно для стран БРИКС.
Идея заключалась в том чтобы корзина резервных валют способствовала повышению статуса валют, которые в нее входят. В создании резервных валют мир очень нуждается. Банки испытывают их дефицит.
В ходе круглого стола Панова напомнила, что вопрос дедолларизации стоял на повестке дня еще при создании БРИКС. Сеульское решение принято под давлением стран БРИКС, Запад сам это спровоцировал.
По инициативе Китая на саммите обсуждалось устойчивое развитие и сдерживание цен на энергоресурсы. Предметом обсуждения стал уход западных партнеров с российского рынка. Он открыл возможности для партнеров по БРИКС, включая ритейл. Китай наращивает закупки российской нефти. Индия увеличила закупки нефти в 31 раз.
Бразилия пополнила запасы удобрений за счет поставок из России.
Банк развития БРИКС одобрил 78 проектов на 30 млрд долларов.
Эксперты считают, что России удается оседлать экономическую повестку и выступить в качестве объединителя.
БРИКС естественным образом подошел к расширению. Десяток стран присоединились к расширенному заседанию, в том числе Казахстан, страны Латинской Америки и Ближнего Востока.
На круглом столе не обошлось без сравнения саммитов БРИКС и G7. Семерка не пытается решать проблемы продовольствия. Там принимают дестабилизирующие решения, запреты на торговлю с Россией. Совокупный ВВП стран БРИКС достигает 25%, и он растет. Стран G7 – 28%.
Оппоненты говорят, что БРИКС недостаточно сформирован, это более аморфная структура, чем G7. Верника Панова считает, что на сегодняшний день ни о какой аморфности речи нет. Банк развития БРИКС – одна из самых заметных историй успеха. БРИКС сосредоточен на позитиве, а G7 сосредоточена на том, как кого-то ограничить, наказать.
«У семерки нет будущего», – заявила Панова. Эксперт исходит из того, что страны с одинаковым взглядом на финансы и экономику не могут добиться взаимодействия.
С другой стороны, стоит вопрос реформирования силами БРИКС мировой финансовой системы.
Китай выступает за создание новой большой семерки. Элементы Бреттон-Вудской системы теряют свою надежность под давлением США. МВФ и ВТО находятся в орбите политики США и реформировать их маловероятно. Придется создавать свою систему.
Вероника Панова вполне обоснованно заявила, что любая экономика никуда не поедет без людей.
В саммите приняли участие более тысячи бизнесменов, более сорока компаний из списка Форбс. Развивается экспертный трек БРИКС, Молодежный форум и Женский деловой альянс.
Идет создание сетевого университета БРИКС. Правда, он развивается медленней чем хотелось бы Плюс китайская инициатива – Лига университетов. Во время председательства России на семестр привозили по сто студентов из стран БРИКС в Дальневосточном федеральном университете. Знакомились с политической экономической системой РФ. Каждый год заявки приходят из большего количества стран.
Вопрос расширения БРИКС стоит давно, теперь он рассматривается в ином ракурсе. В формате БРИКС столько сделано, что подключать страны можно по многим направлениям.
Китаю во время своего председательства удалось расширить взаимодействие в формате БРИКС+, запущенном в 2017 году. Если страны БРИКС ставят задачу реформирования миропорядка, то это может быть расширенный формат межгосударственного объединения. Мероприятие привлекло восемнадцать стран – региональных лидеров. Фактический охват – около ста стран.
Казахстан предложил соединить китайский проект «Один пояс, один путь» с проектами ЕАЭС. Следующий шаг – создание институтов развития интеграционных блоков.
Отдельно возник опасный и болезненный вопрос реформы Совета Безопасности ООН. Этого добиваются многие с разными целями. США действуют без оглядки на ООН. Реформа СБ ООН невозможна без согласия постоянных членов – США, Британии, Франции, Китая и России. В ближайшее время это невозможно. Призывы к реформе будут усиливаться. Возможно, пройдет еще несколько лет, пока Запад прислушается.
Эксперты считают, что Россия должна прилагать гигантски усилия, чтобы развивать страны БРИКС. К сожалению, россияне в большинстве своем о странах БРИКС не знают практически ничего. Начинать надо со школы.
На круглом столе острые углы не обсуждались. Эксперты погружены в тему развития данной платформы и радуются ее позитивному развитию.
В то же время в России высказываются опасения в связи с намерениями заменить импорт и зависимость от Запада на Восток. Конечно, в Китае есть множество компаний, которые никак не могут затронуть вторичные санкции. Однако для взаимодействия с китайцами следует изучить их ментальность и методы работы. Личные встречи сейчас практически невозможны из-за закрытости Китая. При этом китайская дипломатия, обслуживающая национальные стратегические интересы, чрезвычайно жесткая.
Можно быть уверенным, что Пекин использует нынешнее положение России с максимальным дисконтом для своей экономики.
В России нет такой концентрации экономической и финансовой дипломатии. В роли переговорщиков порой выступают случайные люди, подверженные коррупционному ресурсу и психологическому давлению просто в силу позиции российской элиты, воспитанной со времен перестройки на установке вторичности России.
В России действительно мало специалистов по Китаю и заведомо нет общего понимания кабальной зависимости экономики Китая от российских ресурсов и технологий. Китайская промышленность нуждается в перестройки не меньше США.
Пекин пользуется слабыми сторонами России, Москва такую политику в отношении Китая не ведет. Мало того, публично выступают одни люди, а дело делают без шума и пыли другие, с позиции почти противоположной.
Лев МОСКОВКИН.
Иллюстрация: информационный портал БРИКС
Читайте также
Как всё непросто и в БРИКСе, и в семёрке. Идёт перестройка мира и дай, Боже, чтобы не началась война. Но, судя по библейским пророчествам Иоанна, она всё-таки будет.
Конечно, история развивается по спирали и к сотрудничеству с Китаем надо подходить очень осмотрительно и прагматично.