Болезни крови: почему они возникают, кто их лечит и можно ли рассчитывать на ОМС

Национальный медицинский исследовательский центр гематологии в Москве – медицинское учреждение федерального значения, которое принимает на лечение пациентов с заболеваниями системы крови со всей страны, работая преимущественно с трудными и нетипичными случаями. С 20 сентября 2021 года генеральным директором ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России является Елена Николаевна Паровичникова – доктор медицинских наук,  врач-гематолог, главный внештатный специалист гематолог Минздрава России, международный эксперт и ведущий в стране специалист в области лейкозологии, костномозговой недостаточности, трансплантации стволовых гемопоэтических клеток. Елена Николаевна рассказала о работе врачей-гематологов, распространенных и очень редких заболеваниях крови и самых современных методах лечения.

В НМИЦ гематологии работают высококвалифицированные специалисты, имеется полный комплекс диагностического и лабораторного оборудования для эффективной помощи при гематологических заболеваниях. В научных подразделениях центра проводятся фундаментальные и прикладные исследования в области гематологии, молекулярной генетики, трансплантационной и трансфузионной иммунологии, интенсивной терапии критических состояний, биохимии и по ряду других направлений.

Справка

Е. Н. Паровичникова с отличием окончила 2-й Московский Государственный медицинский институт им. Н. И. Пирогова в 1985 г. по специальности «лечебное дело». Окончила ординатуру и аспирантуру на кафедре гематологии и интенсивной терапии РМАПО Минздрава России (1985 — 1990 гг.) Е. Н. Паровичникова работает в НМИЦ гематологии с 1991 г.; с 1992 г. — научным сотрудником отделения химиотерапии гемобластозов и трансплантации костного мозга; ведущим научным сотрудником этого же отделения — с 2002 г.; заведующим отделом химиотерапии гемобластозов, депрессий кроветворения и трансплантации костного мозга — с мая 2011-го по сентябрь 2021 г.

– Наших читателей интересует множество вопросов. Откуда берутся клетки крови? Кто страдает от болезней крови? Кто такой гематолог и что он лечит? Как понять сложные названия в анализе? Расскажите, пожалуйста!

– Гематология — это раздел медицины, изучающий кровь, органы кроветворения и заболевания крови. Гематология изучает этиологию, диагностику, лечение, прогнозирование и предотвращение заболеваний системы крови.

В одних случаях проблемы возникают из-за нарушения работы стволовых кроветворных клеток. Они находятся в костном мозге. Из стволовых клеток развиваются три ростка кроветворной ткани: эритроциты — красные кровяные клетки, которые переносят кислород с помощью гемоглобина; лейкоциты — они участвуют в защите организма от инфекций, реагируют на вторжение вирусов и чужеродных веществ и обеспечивают нам иммунитет; тромбоциты, которые отвечают за свертываемость крови, питание сосудистой стенки. В других случаях  симптомы болезни возникают вследствие нарушения функции факторов свертывания крови или нарушения обмена некоторых веществ, что отражается на кроветворной системе.

Гематолог выявляет болезни, вызванные как неисправной функцией костного мозга, продуцируемых им клеток, так и неадекватной работой факторов свертывания крови и других молекул, связанных с кровью.

– Отчего возникают болезни крови?

– Токсичное воздействие лекарств, некоторых химических элементов, облучение… да практически любая болезнь имеет свое отражение в анализе крови. Вот почему мы не устаем повторять, что при малейшем сбое в работе организма необходимо делать анализ крови! Что еще нужно? Обследоваться по возрасту, не ворчать, что врач отправляет в лабораторию. Хорошие врачи знают, что анализ крови – это увеличительное стекло проблем: зубы плохие, прыщи на носу, кожа чешется, голова кружится… Специфических  клинических проявлений гематологического заболевания не существует, но к основным симптомам принадлежат бледность, головокружение, слабость, обмороки, одышка, необъяснимые синяки, кровотечения, склонность к развитию инфекционно-воспалительных и гнойных процессов — все, что не укладывается в рамки обычного состояния здоровья. Любое  вмешательство в организм — от простого удаления зуба до полостной операции – требует анализа крови. Это не страх, это забота о себе, забота о своих родных и близких.  Не надо бояться, не надо придумывать страшные проблемы, надо довериться врачу и сдать анализы! Люди опасаются, что анализы покажут нечто плохое, но главная проблема гематологии – когда находят что-то слишком поздно. При таких грозных заболеваниях, как лейкозы (рак крови), в отличие от онкологии, нет стадий болезни,  заболевание либо есть, либо его нет. Будь 5 или 95 процентов опухолевых клеток в костном мозге – это принципиально не имеет значения, потому что и в том и другом случае есть заболевание системы крови.

о заболеваниях крови

– Заболевания системы крови можно вылечить?

– Заболеваний крови великое множество. Они сопровождаются нарушением функций или строения клеток крови, или патологическим изменением их числа, или изменением свойств плазмы крови, как при моноклональных гаммапатиях. С развитием науки мы научились их распознавать, дифференцировать, лечить. Если 20 лет назад от некоторых болезней была неизбежная и быстрая смерть, то сегодня люди принимают препараты и живут нормальной жизнью, работают, создают семьи, рожают здоровых детей. Наши доктора – это суперкоманда (не случайно нас называют «службой» крови), работают активно, слаженно, как в реанимации, так как  гематология относится к медицине неотложных состояний. От хронических заболеваний крови не излечиваются, но, получая при установлении диагноза безотлагательную помощь и в дальнейшем лечение, люди живут долго. Не надо бояться идти к врачу, не грейте синяки, шишки и лимфатические узлы, не втирайте мази. Идите к терапевту, сдайте анализы, ведь у болезней крови могут быть весьма неспецифические симптомы, которые определяет только гематолог.

– Как лечат болезни крови? Платно или по ОМС?

– Есть система оплаты по программе  «Высокотехнологичная медицинская помощь», есть система ОМС, которая оплачивает лечение по установленному диагнозу. Болезни крови при лечении могут вызвать массу осложнений, например, после химиотерапии  у больного может болеть голова, сердце, желудок – это уже другие диагнозы, значит, и оплата по ОМС разная. Мы сейчас работаем над этим вопросом – как оплачивать лечение разных заболеваний в рамках одного диагноза.  Вообще, лечение в гематологии весьма дорогостоящее, комплексное и в ряде случаев длительное, при этом непрерывное. При некоторых заболеваниях это пожизненная терапия. Платными могут быть некоторые молекулярно-генетические анализы, позволяющие уточнить конкретный диагноз. Над включением этих анализов в систему оплаты ОМС мы также работаем.

– Кстати о выживании: как импортозамещение повлияло на лечение?

– Импортозамещение началось не вчера, а как минимум с 2014 года. Да, есть препараты, которые ничем нельзя заменить, но государство над этим работает, да и компании-производители идут навстречу. Мы стараемся преодолеть дефицит лекарств. Но дорогие суперсовременные препараты нужны не всем больным. Многие заболевания отлично лечатся старыми, давно внедренными в клиническую практику средствами, многие из них российские. В гематологии существует такое понятие, как программное лечение в соответствии с протоколами, где регламентированы все препараты, дозы, режим их введения, время их введения, последовательность. Если не будет хватать одного из необходимых лекарств, неэффективной или гораздо менее эффективной будет вся программа. Поэтому перед нашим здравоохранением стоит серьезная задача. В целом наше здравоохранение значительно лучше, чем в тех же Штатах. Там, если нет страховки, – всё. Да, у нас в регионах много сложностей, но пациент должен получать лечение  абсолютно бесплатно.

– Как обстоят сегодня дела с гематологической помощью в Москве?

– В Москве очень хорошая гематологическая служба. Исторически лидерами являются Боткинская больница, 40, 52, 81-я. Команды врачей там отличные, почти все доктора прошли обучение у нас в центре, это  талантливые, грамотные профессионалы! За последние 5 лет гематологическая служба заметно выросла. В московских гематологических центрах наконец-то стали делать  трансплантацию костного мозга. Исторически первая в стране трансплантация стволовых кроветворных клеток была выполнена в начале 80-х сотрудниками нашего центра профессорами Л.С Любимовой, Л.П.Менделеевой вместе с профессором А. Е. Барановым, руководителем отделения гематологии в Институте биофизики Минздрава СССР. В настоящее время крупнейший в Европе трансплантационный центр находится в Санкт-Петербурге. Это НИИ им. Р. М. Горбачевой, и мы  тесно сотрудничаем с этим замечательным коллективом, который, как и мы,  абсолютно интегрирован в европейскую и мировую медицину. Трансплантация костного мозга или стволовых кроветворных клеток пациентам выполняется бесплатно. Трудности возникают на этапе поиска и подбора неродственного донора. Пока государство не оплачивает эти моменты, но выручают благотворительные фонды. И мы надеемся, что описанная проблема будет решена на государственном уровне.

о заболеваниях крови

– У вас в центре более 50 отделений и лабораторий. Почему так много?

– У всех наших пациентов те или иные проблемы, связанные с системой крови. Вот, например, гемофилия. Этой болезнью страдают молодые люди, которые ведут активный образ жизни, занимаются спортом. Отсюда травмы, нужна ортопедия. Человека с нулевыми  лейкоцитами или тромбоцитами меньше 100 тысяч оперировать в обычной больнице не будут никогда, а мы оперируем. Это специальная хирургия для таких больных. Так и остальные отделения.

– Получается, вы –  главное медицинское учреждение в мире?

– Да, я тоже так считаю! Можно сказать, что гематология – главная наука в медицине! Но это, конечно, шутка. Современная медицина – это чаще всего междисциплинарная работа и исследования. А если серьезно – на консилиум в сложных случаях обязательно зовут гематолога, мы должны изучать и знать практически все болезни. Любое нарушение баланса крови вызывает массу проблем в организме.

о заболеваниях крови

– Есть ли неотложная гематология, привозят ли к вам в клинику по скорой помощи?

– Мы не скоропомощная клиника. Но мы нередко госпитализируем больных прямо с амбулаторного приема, исходя из тяжести их состояния. В идеале: терапевт увидел плохой анализ крови – и отправляет к гематологам. Но, к сожалению, бывают очень длительные интервалы времени от момента появления признаков заболевания до установления диагноза и госпитализации. Мы принимаем пациентов, срочно обследуем, часто выполняем все необходимые исследования за один день, устанавливаем диагноз и в ряде случаев начинаем экстренную терапию в день обращения. Подключается вся команда, у нас как в спецназе: у каждого своя задача, но действуем мы сообща, во имя единой цели. У нас есть и лучшее в стране отделение реанимации и интенсивной терапии для пациентов с патологией системы крови. Ведь, как мы уже говорили, очень многие наши больные экстремальные, но, если им вовремя и грамотно оказать медицинскую помощь, они выздоравливают!

– Давайте поговорим о гемоглобине, ведь именно с ним обычный человек связывает проблемы крови.

– Ну да, как говорится у Ильфа и Петрова, «вся сила в гемоглобине». И это так. Самая частая проблема у пациентов из всех гематологических – железодефицитная анемия, которая при кажущейся простоте диагностики и лечения представляет порой сложнейшую терапевтическую задачу.

– Так что же делать – есть тоннами яблоки и печенку?

– Не стоит, это не поможет. Не надо становиться людоедом и поедать сырую печень. Железо не всасывается из яблок, а вот полноценная не вегетарианская диета, а с включением мяса помогает поддерживать концентрацию этого ключевого компонента гемоглобина на должном уровне. Дефицит железа может быть связан с массой причин: кровопотери, алкоголь, хронические заболевания и др. Не надо самостоятельно назначать себе аптечные препараты железа, даже если соседке помогло или в рекламе сказали! Часто бывает, что железо в организме есть, но оно не работает, не участвует в процессе кроветворения, лежит мертвым грузом, вызывает перегрузку печени, сердца,  оно токсично. А вы еще добавите. Нужно обратиться к гематологу. И еще и еще раз повторяю –регулярно сдавайте анализ крови. Когда-то хотели убрать анализ крови из диспансеризации, но мы боролись, доказывали, что без анализа крови абсолютно невозможно как контролировать здоровье населения, так и своевременно начинать лечить человека.

– А гематологу важно, какая кровь к нему попадет на анализ – из пальца или из вены?

– В принципе, неважно. Все зависит от анализатора – от того, что нужно узнать и увидеть. Сейчас в основном кровь для всех исследований берут из вены. В рамках неотложной помощи есть отличия в анализах, но это уже специфика.

– Какой возраст ваших пациентов?

– Мы лечим людей с 18 лет, но даже новорожденные, малыши страдают от заболеваний крови. У нас есть замечательный Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва – уникальное научно-исследовательское и лечебное учреждение, которое ведет свою историю с 1991 года, там совершенно потрясающие врачи, гордость не только российской, но и мировой медицины.

– Вот бы такие центры – да в регионы! Кстати, а как к вам попасть человеку из глухой деревни?

– У нас 70 процентов больных сейчас – это бесплатные пациенты как раз из регионов. Порой, если необходим дорогостоящий анализ, врач ведет переговоры со страховой компанией, чтобы человек мог лечиться бесплатно. Сложность только одна – очень много желающих попасть на лечение, на обследование. Сейчас нам отлично помогает телемедицина. Примитивное представление о телемедицине — человек болячку в экран тычет, а врачи сидят смотрят. Нет, мы можем вести консультацию с коллегами в любом уголке страны. Ведь гематологи могут предсказать, как пойдет течение болезни после приема лекарств или операции, вот мы и консультируем, не видя больного. У нас до 3 тысяч консультаций в год! Консилиумы, запросы докторов из регионов, городов, поселков. Ведь мы занимаемся очень редкими болезнями, которых доктора в отдаленных поселках никогда не видели, например, болезнь Гоше (сфинголипидоз). Один больной на миллион – это невероятно редкий случай. Сейчас в России всего 340 человек с этой редчайшей болезнью, но если вовремя принять меры и начать лечение, больного реально спасти.

– Часто заболевшие люди спрашивают, почему такое случилось со мной, я был здоров, и вот….

– Да, такое бывает, например, острый лейкоз — страшный диагноз. Мы чаще всего не знаем причину болезни. Острый лейкоз — как несчастный случай. Иммунная система не смогла справиться с мутацией в стволовой кроветворной клетке. Но, например, если острый лейкоз развивается после лечения другого предшествующего онкологического заболевания, то высока вероятность, что это следствие воздействия цитостатических препаратов, применявшихся для лечения первого рака. Но ведь не всегда рак легких или желудка бывает у курильщика…

В гематологии еще много тайн, и мы стремимся их разгадать, чтобы помочь людям. Гематология — очень многокомпонентная наука. Нам нужно как можно больше просвещать людей, рассказывать про кроветворение, про трансплантацию костного мозга, про донорство крови, про ту же анемию. Болезнь — это не повод для паники, это сигнал к действию!

Мы благодарим Елену Николаевну Паровичникову за интересный рассказ и надеемся, что она  откроет нашим читателям еще много тайн из «жизни крови»!

Справка

НМИЦ гематологии Минздрава России ведет свою историю с 1926 года, когда Совет труда и обороны РСФСР принял решение об организации Института переливания крови. Первый больной был госпитализирован в институт 2 июня 1926 года. Специализированных институтов подобного профиля в то время не существовало не только в СССР, но и в мире. Операция переливания крови в то время проводилась лишь в нескольких крупных клиниках и оставалась неизвестной большинству врачей. Сотрудники нового института – в штате состояло всего 12 человек – ввели переливание крови в обычную практику и исследовали возможности нового метода в борьбе с различными заболеваниями. Сначала это были кровопотери и «малокровие», позже к ним прибавились опухолевые заболевания системы крови, нарушения свертывания, анемии. С тех пор многое изменилось. Открыты законы кроветворения, создана эффективная служба крови, а главное — многие гематологические заболевания перестали быть неизлечимыми.

Беседу вела Елена Минашкина.  

Фото Михаила Ковалёва и пресс-службы НМИЦ гематологии

 

Читайте также

Нейросети обучили распознавать патологии легких

о заболеваниях крови

Добавить комментарий