Заболеваемость коронавирусом снова растет. Что делать?

Эксперты рассказали о проблемах, возможных при возникновении новой волны пандемии коронавируса.

В ситуации, когда по всему миру опять растет заболеваемость коронавирусом – по данным ВОЗ, за последние 2 недели она выросла на 30% – всё чаще звучат предупреждения об ожидании новой волны заболеваемости. Так, в Москве за прошлую неделю число новых случаев COVID-19 выросло на 57% по сравнению с предшествующие семь дней. Участники пресс-конференции, которая прошла в МИА «Россия сегодня», попытались сформулировать уроки, которые пандемия нам уже преподнесла.

Как отметил советник президента Российской Федерации, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, заболеваемость растет и в Европе, и в Азии, похоже, рост заболеваемости начинается и в России, и некоторые специалисты ожидают, что серьезный рост заболеваемости будет уже в августе.

12 июля Оперштаб Москвы по борьбе с распространением коронавирусной инфекции опять порекомендовал жителям и гостям столицы надевать маски в закрытых помещениях. Чтобы ошибившись раз, не ошибиться снова, Валерий Фадеев напомнил о некоторых «перегибах», уже допущенных ранее в ходе борьбы с распространением заболевания:

«Еще в 2020 году Совет по правам человека опубликовал доклад, посвященный урокам эпидемии с точки зрения прав и свобод, и я вам напомню, что очень острой была тема штрафов за нарушение режима изоляции, и было, к сожалению, очень много ошибок при выявлении таких нарушений. Было много нареканий, так как штрафовали людей, которые не нарушали эти правила, да и сами по себе эти правила, связанные с жесткими ограничениями, не очевидны с точки зрения прав человека. Очень важно, что недавно московские власти амнистировали этих нарушителей, и долги были прощены. Это то, о чем говорил Совет по правам человека: если уж вы не можете со стопроцентной уверенностью идентифицировать нарушителя и если таких ошибочных случаев много, то неправильно настаивать на этих методах выявления нарушений. Здесь, как мне кажется, власти пошли нам навстречу».

Еще один важный урок, по словам председателя СПЧ, касается темы дистанционного обучения:

«Тогда многие говорили: как здорово, теперь не надо ходить в школу, не надо ходить в университет… Нет, это не здорово! Это очень плохо, и мы об этом говорили, и нас поддержал президент. Теперь абсолютному большинству стало очевидно, что дистанционное обучение не может заменить нормальное обучение, что должна быть нормальная социальная среда, взаимодействие со сверстниками, учителями. Истерика вокруг дистанционного обучения прошла, и это тоже хорошо».

В качестве еще одного примера «перегибов на местах» Валерий Фадеев привел избыточные меры дезинфекции:

«В начале эпидемии асфальт поливали какой-то химией, пытаясь уничтожить там вирус. Мы тогда поднимали эту тему: ведь это безумие – поливать асфальт, тем не менее, в некоторых регионах готовили десятки поливальных машин, которые заливали всё какой-то химией».

Кроме этого, изучая проблемы борьбы с распространением пандемии, члены СПЧ, по словам Валерия Фадеева, вышли на очень важную и злободневную тему внутрибольничных инфекций:

«Это сложнейшая проблема. Есть поручение президента по этому поводу, но здесь успехов немного. Похвастать здесь пока, к сожалению, нечем. <…> Сейчас никто даже не знает, сколько умирает людей от внутрибольничных инфекций. Это могут быть десятки тысяч человек. Это очень серьезная проблема, и пандемия подтолкнула к необходимости ее решения».

Тема обсуждения происхождения коронавируса, по мнению председателя СПЧ, высветила проблему отсутствия свободного обсуждения научных тем:

«Было и сейчас остается две версии его происхождения: естественное происхождение и искусственное. И до недавнего времени сторонников искусственного происхождения коронавируса очень сильно «прессовали», вплоть до подключения правоохранительных органов. Издевались над ними, смеялись. Я не говорю об антиваксерах – это разные вещи. А сейчас всё больше информации появляется об искусственном происхождении коронавируса. У многих возникает вопрос: а что делают сотни американских биологических лабораторий по всему миру? Похоже, это колоссальная опасность, ведь война может быть не только ядерной, но и биологической. Так вот, мне кажется, что обсуждение должно быть свободным, причем обсуждение и научное, и публицистическое. По крайней мере, такой темы как происхождение коронавируса. И мне кажется, что здесь правоохранительные органы ни при чем, здесь общество должно само решать, что и как ему обсуждать, и СМИ в этом отношении не должны подвергаться никакому давлению».

Еще один участник пресс-конференции – сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения Ян Власов, развивая тему проблем в системе здравоохранения, выявленных пандемией, указал на нехватку врачей в первичном медицинском звене:

«Это наша самая уязвимая точка, потому что на сегодняшний день дефицит специалистов в первичном медицинском звене, по некоторым данным, может достигать 45%. Это огромные цифры! Кроме того, что у нас в период ковида около 100 тысяч врачей погибли либо ушли из системы здравоохранения по состоянию здоровья. Около 250 тысяч медицинских сестер тоже погибли либо ушли по состоянию здоровья. Безусловно, всё это опустошило систему здравоохранения, и возможность оказания медицинской помощи, особенно в первичном звене, оказалась под угрозой».

На подготовку новых специалистов потребуется, по словам Яна Власова, от 3 до 6 лет, а что делать сейчас? По его мнению, если не решить, то купировать эту проблему могла бы цифровизация: а именно – внедрение стационарозамещающих и телемедицинских технологий, а также внедрение электронного документооборота – ведь сейчас врач, который ведет приём пациентов, вынужден заполнять и бумажную документацию (потому что суды не принимают документацию в электронном виде), и документацию электронную.

Однако если возможность и целесообразность полного перехода на электронный документооборот, хотя бы на первый взгляд, не вызывает сомнений, то в возможность качественного лечения «по телевизору», по крайней мере пока, верится с трудом…

Сергей Ишков.

Фото Александра Авилова / Агентство “Москва”

волна пандемии, коронавирус
3 Comments
  1. Про этот вопрос обязательно, после всех спецопераций забывать нельзя и с Хантера Байдена за это надо будет спросить в любом случае. Нельзя им позволить откупиться, или заболтать общественность. Надо спрашивать и точка. Вообще всю эту биологическую компанию пора прикрывать. Оставить только государственные структуры под жестким контролем и что бы были на виду у всего мира. Иначе быть беде и в будущем нас будут ждать летающие крокодилы и подобная ерунда.

  2. Вспышки коронавируса будут появляться регулярно. Необходимо вакцинироваться, чтобы болезнь шла на спад. За неделю заболеваемость выросла на 57%, это очень много.

  3. Заболеваемость возросла. А что с цифрами по смертности? Роспотребнадзор оповестил, что корона стала похожа на ОРВИ. Прививаться снова? Одни вопросы…

Добавить комментарий