Выставка спасательной техники открылась в музее Гаража особого назначения

В музее Гаража особого назначения ФСО России на ВДНХ проходит выставка «Первые в борьбе с огнем. История пожарной охраны», посвященная работе аварийно-спасательного транспорта.

Победить огонь, к сожалению, невозможно: с тех пор, как человечество высекло первую искру, пожары возникали регулярно на протяжении тысячелетий. Что делать? Наращивать технологическую мощь и изобретать новые вещества, способы и устройства для пожаротушения. Пожарная техника прошла довольно длинный и тернистый путь от бочки на телеге с загнанной лошадкой, парового насоса до идеального супер-технологичного пожарного автомобиля.

пожарная техника

пожарная техника

В 1904 году на санкт-петербургской фабрике Петра Фрезе был построен первый российский пожарный автомобиль. В нем было десять мест для пожарного расчета, две деревянные лестницы, 170 метров рукавов и стендер — колонка для установки на водопроводный кран. Машину купила Александро-Невская пожарная часть, и в тот же день опробовала новую технику на тушении пожара. Автомобиль с боевым расчетом прибыл к месту пожара на четверть часа раньше конных экипажей! Пожар потушили, а в России началась эра «красных железных коней»: автомобиль приняли на службу в пожарную охрану.

Представьте: Москва, лето, 1907 год. По центру города в сторону Лубянки на немыслимой для того времени скорости — 20 километров в час — мчится автомобиль с лестницей вместо крыши и пожарными в бронзовых касках. Рядом с шофером восседает усатый (это обязательно!) брандмейстер: он бьет в начищенную до блеска корабельную рынду… Примерно так выглядел первый выезд «безлошадного» экипажа на пожар в Москве.

В царской России выгоднее было импортировать автомобили, нежели строить самим, поэтому народу и царю «служили» в основном машины французских и германских марок. Даже крупнейший в стране Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), освоивший выпуск пожарных автомобилей незадолго до Первой мировой войны, не в состоянии был обеспечить страну транспортом. Две революции и гражданская война не добавили стране ни средств, ни автомобилей. Нехватка спецтехники для борьбы с огнем в городе ощущалась крайне остро, и по инициативе Московского Совета рабочих и солдатских депутатов началось восстановление и переоборудование старых списанных грузовиков под пожарные машины.

После переноса столицы из Петрограда в Москву новой власти надо было «держать марку», поэтому московских пожарных пытались вооружить всеми доступными способами, и к 1922 году на службе в городской пожарной дружине состояло около тридцати автомобилей — и это на два миллиона населения! Значение каждого пожарного расчета трудно было переоценить: пожарные даже удостоились чести проводить собственные парады на Красной площади. В 1925 году был создан завод «Автопромторг», специализирующийся на производстве автомобилей для нужд города. Завод, располагавшийся на Миусской площади, выпускал линейки, автонасосы, механические выдвижные лестницы. Вскоре автопарк столицы пополнили еще семьдесят красных автомобилей от «Автопромторга». Они полностью вытеснили с московских улиц «старорежимные» конные расчеты и иностранные авто.

пожарная техника

В 1928 году на вооружение пожарных поступила первая советская модель АМО-Ф-15, выпускавшаяся в Москве. Через три года на смену «пятнашке» пришла более совершенная машина с центробежным насосом — АМО-4. Вскоре и ее сменили новые мощные ЗИС-11 — автомобили на шасси легендарной «трехтонки» ЗИС-5.

Со временем автопарк противопожарной службы прирастал машинами газодымозащиты, прожекторными установками, автомобилями связи и углекислотного тушения. Сталинский генплан развития Москвы предполагал строительство высотных зданий, обслуживать которые в экстренных случаях должны были мощные и быстроходные автомобили.

С началом Великой Отечественной войны именно пожарная техника встала на защиту советских городов.

После войны стала очевидной необходимость разграничить «зоны действия» автомобилей ПМЗ и ПМГ, которые значительно отличались друг от друга весом и грузоподъемностью. ПМЗ нашли применение в крупных городах, где и лестницы должны быть выше, и напор сильнее, а более простые ПМГ — в небольших населенных пунктах и сельской местности. Своя специфика была у пожарных машин, созданных для армии, авиации, нефтедобычи. Появились спецмашины повышенной проходимости, аэродромные пожарные машины на шасси многотонных МАЗов, «Уралов» и КамАЗов, машины для ликвидации объемных пожаров на месторождениях нефти и газа на базе танков. Выпускались и специальные штабные автомобили и автобусы, машины связи и оповещения.

Начиная с 1993 года предприятиями страны освоен выпуск нескольких десятков новых моделей спецавтомобилей для борьбы с огнем, разработано и освоено производство практически всех видов отечественных машин, необходимых для ведения действий по тушению пожаров. Кроме традиционного пожарно-технического вооружения, на ряде автоцистерн устанавливаются лебедки, средства освещения, дымососы и т.д.

пожарная техника

В основе экспозиции на ВДНХ — уникальная современная техника МЧС России: пожарные автомобили, специализированные мотоциклы, спасательные квадроциклы и снегоходы. Здесь же можно ознакомиться со средствами пожаротушения и пожарно-техническим вооружением — огнетушителями, гидравлическими инструментами, пожарными стволами, боевым обмундированием личного состава.

Среди экспонатов, размещенных в уличной зоне музея, можно увидеть автомобиль первой помощи АПП-0,8-40 — машина предназначена для доставки спасателей к месту назначения и проведения пожаротушения; пожарный аварийно-спасательный автомобиль АСА — именно такие используются для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий; универсальный роботизированный мобильный комплекс «Ель-М» для ликвидации последствий техногенных аварий; аварийно-спасательную машину для доставки групп спасателей и комплекта оборудования к месту чрезвычайной ситуации. А еще пожарно-спасательный мотоцикл Harley-Davidson; «Урал» и «Днепр» с пожарной мотопомпой и другая техника, в том числе и начала ХХ века.

Михаил Ковалев.

Фото автора

 

Читайте также

На площадках фестиваля «Вкусы России» выступят Стас Пьеха, Юлия Савичева и Родион Газманов

пожарная техника
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x