Вы помните самолёт Як-42, который на ВДНХ стоит? Дети и взрослые, гуляя по выставке, всегда стремились попасть внутрь самолета (и не смейтесь, в годы нашей молодости похвастаться полетом на самолете летали очень немногие!) Некоторое время самолет был закрыт, потом были годы реставрации…
Легендарный советский лайнер Як-42 был установлен на площади Промышленности ВДНХ в 1981 году. Борт СССР-42304 никогда не перевозил пассажиров, но знаменит тем, что именно на нём установлен рекорд дальности беспосадочного перелёта — 4730 километров, от Раменского до Читы. Позже легендарный самолет отправили на пенсию, но Як продолжал вести активную жизнь.
Сегодня на площади Промышленности на ВДНХ состоялось открытие обновлённого самолета Як-42. Ему вернули историческую ливрею (знаки отличия самолёта), украшавшую борт во время международного авиасалона Ле-Бурже во Франции в 1979 году. Евгений Мартынюк, директор летной школы отметил: «Хвостовое оперение было покрашено синим цветом — сейчас вы видите белый цвет. Вы обратили внимание, что бортовой номер другой… ливрея соответствуют тому виду, когда этот самолет летал».
Цветы, стройные стюардессы, множество зрителей – Як встречают, как дорогого гостя! Затем прошла церемония полива самолета. По традиции перед первым вылетом корпус нужно облить водой. Каждый борт обязан её соблюсти перед запуском в эксплуатацию. С Як-42 получилось традиционно и очень эффектно: над фюзеляжем устроили огромную водную арку, как бы открыв новую страницу в истории лайнера.
«Хочу поздравить всех с торжественным открытием обновленного самолета Як-42. Возвращение исторического облика лайнеру стало прекрасным событием последних теплых дней этого лета. Отдельно поздравляю команду летней школы «Авиатор» и ее директора Евгения Мартынюка. Мы знаем, сколько труда стоило вернуть исторический облик этому самолету, и надеемся, что судьба Як-42 как одного из резидентов Музейного города ВДНХ будет счастливой и яркой», — сказала на открытии обновленного Як-42 заместитель генерального директора по развитию ВДНХ Елена Ивановна Жук.
Сейчас внутри самолета проводят экскурсии. Надев на себя специальный сигнальный жилет и фуражку капитана воздушного судна, вы можете узнать, как устроены самолеты; почему самолет может подняться в воздух; как пилот управляет самолетом; какого цвета на самом деле «черный ящик»; какие требования предъявляются к кандидатам в летчики; почему во всех аэропортах мира работники носят ярко-салатовые жилеты и многое другое. Посетители смогут подержать в руках «черный ящик», увидеть настоящее приборы и агрегаты самолета Як-42, позаниматься на тренажере для отработки координации движений, проверить себя в кресле Барани, предназначенном для тренировки вестибулярного аппарата, побывать в космосе с помощью инвертоскопа. Авиатренажер поможет «поднять в воздух» самолет, выполнить развороты, набор высоты и снижение.
Михаил Ковалёв. Як-42 ВДНХ
Фото автора