Уничтоженный храм-памятник

19 сентября 1904 года митрополит московский и коломенский Владимир (Богоявленский) освятил место постройки собора Александра Невского на Миусской площади. Этот гигантский 21-купольный собор должен был стать вторым по величине после храма Христа Спасителя.

Проект храма в память освобождения крестьян. Фото russian-church.ru

Как сообщается в книге Михаила Вострышева «Москва православная», возведение храма было задумано в память исторического события – отмены крепостного права 19 февраля 1861 года императором Александром II, в честь его святого покровителя:

«Правительствующий Синод 30 мая 1861 года издал указ о постройке храма, в котором, кроме прочего, говорилось, что органы власти обязывались «изыскать для будущего храма место, на котором бы он преимущественно был виден народу как памятник, и с тем вместе, если можно, соответствовал наилучшей потребности».

На основании указа при Чудовом монастыре создали Комитет для принятия и хранения приношений на сооружение в Москве храма Александра Невского. К 1894 г. сборы составили сто тысяч рублей серебром, что было меньше пятой части необходимой суммы. После длительных обсуждений будущего месторасположения храма (предлагались места на площади Старых Триумфальных ворот или у Ильинских ворот) московское городское управление в 1895 г. безвозмездно предоставило землю – три тысячи квадратных сажен в южной части Миусской площади».

Первоначальный проект собора был составлен главным архитектором Троице-Сергиевой лавры Александром Латковым, но так как в основу плана был принят круг, церковные власти его отвергли как неканонический.

В 1890 году архитектором Александром Померанцевым (наиболее известным из его сооружений в Москве стали Верхние торговые ряды (позже — ГУМ)), был предложен проект собора, который он разработал, используя рисунок художника Виктора Васнецова. В 1900 году Александр Померанцев представил второй проект храма Александра Невского, менее дорогой в исполнении. Этот вариант и был принят.

По проекту, как пишет Михаил Вострышев, собор Александра Невского должен был стать вторым по размерам после храма Христа Спасителя, высотой около 45 метров и квадратный в плане:

«Огромный, сложной конструкции свод опирался только на стены и не имел внутренних опор. Вдоль южной и северной стен внутри шли галереи с аркадами, над которыми располагались хоры по образцу древних византийских храмов, в частности Святой Софии в Константинополе. (…) Число куполов предполагалось самое большое из всех русских храмов – двадцать один».

К сожалению, собранных денег для воплощения столь грандиозных замыслов было недостаточно, поэтому строительство постоянно откладывалось. В связи с чем митрополит Московский Владимир (Богоявленский) освятил место закладки собора только 19 сентября 1904 года.

«С необычайной торжественностью при многотысячном стечении народа было совершено на Миусской площади молебствие по поводу начала сооружения здесь храма во имя благоверного и В. кн. Александра Невского в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Торжество освящения места будущего храма началось с литургии в Успенском соборе, которое совершил митрополит Московский и Коломенский. Затем под предводительством митрополита из Успенского собора выступил крестный ход. Шествие прошло через Красную площадь, мимо Иверской часовни, по Тверской улице. На Миусской площади высокопреосвященный Владимир обратился к собравшемуся народу с речью, в которой коснулся истории освобождения крестьян от крепостной зависимости – события, памятником которому должен явиться будущий храм. Затем митрополит соборне совершил молебствие», — так описывалось это событие в заметке, опубликованной на следующий день в газете «Московские ведомости».

Однако, опять же из-за нехватки средств, церемония закладки собора была отложена еще на 9 лет и состоялась только 22 сентября 1913 года, в год юбилейного празднования – 300-летия Дома Романовых. На приуроченную к нему закладку храма приехала св. великая княгиня Елизавета Федоровна, а уже на следующий год началась Первая мировая война, которая, в свою очередь, замедлила темпы строительства.

«К 1915 году основной объем храма без куполов и детальной отделки был закончен. Архитектор Александр Померанцев считал возведение собора, посвященного его святому покровителю, делом всей своей жизни, стремился ускорить работы, даже передал свои сбережения на строительство», — сообщается в книге Михаила Вострышева «Москва православная».

Как рассказывается в статье историка и москвоведа Елены Лебедевой «Храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского в Миуссах», опубликованной на портале «Православие.ру» 3 марта 2005 года, в ноябре 1915 года в построенном нижнем этаже был освящен придел во имя св. апостола Архипа, в чей праздник состоялось подписание Высочайшего Манифеста об освобождении крестьян, и там уже начались богослужения (позже он был переосвящен во имя св. Тихона Воронежского).

«После Октябрьской революции строительство было прервано. Тогда же упразднили Комитет для принятия и хранения приношений на созидание храма, работавший с 1861 года.

«В книге «Красное колесо» Александр Солженицын написал, что москвичи предлагали использовать грандиозный недостроенный собор на Миусской площади для заседаний Учредительного собрания в надежде, что оно соберется в Москве, а не в Петербурге.

В 1920-е годы службы в соборе прекратились, и его стали использовать как склад. В частности, в нем хранилась после сноса здания панорамы на Чистых прудах, свернутая в рулоны, Бородинская панорама художника Франца Рубо», — пишет Михаил Вострышев в книге «Москва православная».

В 1925 году, как рассказывает историк и москвовед Елена Лебедева, «родилась идея создать в соборе первый советский крематорий в курсе пропаганды революционного «красного погребения», но переоборудование колоссального собора Александра Невского оказалось весьма дорогостоящим и нерентабельным проектом, и крематорий устроили в храме Серафима Саровского Донского монастыря. Между тем, недостроенный храм на Миуссах «с порыжевшими от времени куполами, с черными, длинными щелями незастекленных окон», как описывали его газеты, постоянно обращал на себя внимание, и вопрос о его использовании поднимался часто. Очередным безумством стало предложение создать в нем «пантеон Коминтерна», но выдвигались и совсем простые идеи, вроде открытия в здании храма музейной экспозиции «установления советской власти на Дальнем Востоке» или пищеблока для детского дома, или архива, или Радиодома».

Проект перестройки бывшего собора в Дом Радио был предложен в 1934 году архитекторами Алексеем Душкиным и Аркадием Мордвиновым. Там, как сообщается в книге Михаила Вострышева, планировалось «проведение экспериментов по разработке акустических систем для Дворца Советов, так как бесстолпное внутреннее пространство было в три раза больше, чем объем зала Большого театра»:

«Пока шло обсуждение, как приспособить храм, в нем разместили склад, в который свезли чугунные детали Триумфальной арки после ее сноса в 1934 г. Детали (колесница Победы, воины, рельефы и прочие работы скульптора Ивана Витали) потом перевезли в Музей Всесоюзной академии архитектуры, расположенный в Донском монастыре».

В 1950-е гг. стены храма, частично уже разрушавшиеся от времени, были взорваны. На месте собора с использованием частично его стен и кирпича в 1960 году был возведен Дом пионеров Фрунзенского района по проекту архитекторов Юрия Шевердяева и Каро Шехояна.

Сергей Ишков.

На снимке: проект храма в память освобождения крестьян.

Фото russian-church.ru

Проект храма в память освобождения крестьян
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x