«Соло для часов с боем» стал триумфом мастеров Театра Моссовета

Вчера в день своего 75-летия народная артистка России  Ольга Остроумова вышла на сцену в премьере спектакля «Соло для часов с боем».

Фото предоставлены пресс-службой театра имени Моссовета

Ольга Остроумова — бриллиант постановки режиссера Павла Пархоменко, поданный в обрамлении работ больших российских мастеров  — народных артистов России Евгения Стеблова, Анатолия Васильева, Александра Голобородько, а также заслуженного артиста России Леонида Фомина.

Впервые в нашей стране пьеса Освальда Заградника была поставлена в 1973 году еще Олегом Ефремовым и Анатолием Васильевым в МХТ. История эта – о неординарных людях старшего  поколения, обладающих умом и талантом, харизмой и неукротимой устремленностью в новое, сохранивших детскую веру в чудо, помноженную на профессиональное мастерство,  жизненный опыт и природную теплоту.

Пути каждого из них  не были усеяны розами, а, напротив, наполнены тяжелым трудом. Но таким  людям  все по плечу, даже если в итоге судьба забросит в столь невеселое место, как Дом престарелых. Стремление согреть каждого, подарить кусочек своего огромного сердца, оставить после себя потомкам что-то доброе и вечное является  их отличительной чертой.

Фото предоставлены пресс-службой театра имени Моссовета

Пани Конти в исполнении Ольги Остроумовой – дама манкая, женственная, в ней есть какая-то тайна. Пожалуй, это самый загадочный образ во всей истории.  О  себе она рассказывает немного: в свое время с супругом  могла позволить все,  путешествуя по миру и останавливаясь в любом из отелей «Континенталь». (Внимательное ухо сразу подмечает перекличку  фамилии Конти и «Континетналь»). Пани Конти очень любит настоящий цейлонский чай, который  всегда «можно было достать только в их гостиницах». Она могла посетить «Континенталь» в любом уголке мира — в Африке, на Южном полюсе, зимой и летом, днем и ночью. «А теперь? Кругом одни отели для интуристов. А где тот, где прежний цейлонский чай? Его нигде больше нет. Везде сплошной обман», — грустно размышляет она.  Рассказывает  пани Конти и то, что сын ее живет в Швейцарии и работает успешным хирургом, делая глазные операции. Но во всех этих воспоминаниях постепенно начинает читаться какая-то недосказанность,  сквозит легкая неуверенность. И в конце концов, возникает ощущение, что большая часть ее историй придуманы. В какой пропорции сочетаются в пани Конти мечты и реальность? Полная загадка. Но ясно одно – в глубине сердца этой сильной, яркой и манкой дамы лежит большая человеческая драма.

Словно верный оруженосец за ней повсюду следует доброжелательный пан Хмелик (Леонид Фомин), таская громадный чемодан пани Конти. Причем, Хмелик так ни разу в этот чемодан и не заглянул. Он всю жизнь занимался тем, что переносил вещи – с места на место: иногда ему доставались открыточки с целующимися голубками,  иной раз попадали посылки куда тяжелей чемоданчика героини. Пан Хмелик минуты не может посидеть спокойно – привычка! Когда ему уже совершенно нечего делать, он идет в котельную, истопнику помогать. Или на кухню. Всегда в хлопотах, всегда занят.

Чудо, как хорош в этой истории  и народный артист России Анатолий Васильев! Его персонаж Райнер- сумасшедший энтузиаст, часовщик и ювелир, мечтающий вернуть людям работающие старинные часы на высоченной городской башне. Производит он поначалу впечатление бунтаря и хулигана, который зачем-то полез на стену этой самой башни, за что его арестовал герой Александра Голобородько инспектор Мич.

Более всего Райнера возмущает, что Мич с его протоколом даже не поинтересовался, зачем он, собственно, начал карабкаться вверх. Порывистый, страстный, яркий,  Райнер подчас выглядит романтиком, а подчас – абсолютно сбрендившим часовых дел мастером. Чего стоит одна только его идея фикс полностью согласовать ход дюжины часов, которую заронили в его мозг высказывания давно почившего императора Максимилиана.

Друзья потихоньку прячут от Райнера часы, потому что в порыве ораторства (любит он это дело), герой может швырнуть их о пол. Но постепенно знакомясь с Райнером, мы узнаем  что у его сумасшедших идей есть серьезная основа: его дед- знаменитый часовщик некогда починил королевские куранты по просьбе самого Короля. До сих пор идут!

Уже упомянутый Александр Голобородько делает своего инспектора Митча классическим солдафоном, бюрократом, для которого порядок и правила — превыше всего. Но и он попадает под обаяние пани Конти, которая не вписывается ни в один устав.

Все эти люди в конце жизни оказываются в Доме престарелых. Даже на праздниках Рождества, которые там для них устраивают, они в числе прочих сидят плечом к плечу, — абсолютно чужие и малоинтересные остальным.

Но случилось так, что некий отставной лифтер Франтишек Абель (Евгений Стеблов) стал приглашать этих людей к себе в квартирку по пятницам на посиделки. Токайское вино, а иногда и бутылочка Шампанского,  красивые рюмки малинового стекла, скатерть, легкая закусочка – и вот они, такие разные, подружились и стали по настоящему близки. Герои искренне восхищаются друг другом. Они пытаются делать друг другу очень важные, маленькие и приятные подарочки – дорогая сигара, пакетик цейлонского чая, подсчет того, что Пан Абель за свои 46 лет честной работы преодолел расстояние от Земли до Луны, словно космонавт. Они внутренне стремятся ввысь, к звездам.

На этом фоне молодая парочка – внук Абеля Павел (Алексей Трофимов)  и его девушка  Даша (Анна Михайловская), выглядят серо и уныло. Молодежь строит маниловские  планы на жизнь и козни, как бы прикрыть эти «пятницы» и заполучить квартирку деда – Франтишека Абеля , отправив его следом за друзьями в богодельню.  У деда-то ведь денег на еще одну жилплощать нет – все эти годы он все, что зарабатывал, честно посылал в виде игрушек и сладостей чумазому внучку в детский дом. «Снабжал», — горько и саркастично усмехается Абель-Стеблов. «Все меняется – и люди и времена».

Безусловно, спектакль «Соло для часов с боем» держится на мастерстве ведущих артистов Театра имени Моссовета. Работают они так неторопливо, так подробно, так вкусно! Из незатейливых, казалось бы,  разговоров сплетается сложная паутина их отношений. Персонажи столь наполнены внутренне, что иногда кажется: семь девятых их личностей скрыто от наших глаз, словно подводная часть белоснежных айсбергов. Короче, полный восторг! На такой спектакль хочется приходить снова и снова.  А искрометный цыганский танец в финале, который исполняет Ольга Остроумова и ее коллеги под живой  оркестр – просто бомба!

Браво, Мастера, браво!

Елена Булова.

Видео автора.

Фото предоставлены пресс-службой театра имени Моссовета

Фото предоставлены пресс-службой театра имени Моссовета
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x