Как кузнечик оказался в плену у картины Ван Гога

5 лет назад реставратор американского музея искусств Нельсона-Аткинса Мэри Шафер изучала картину Винсента Ван Гога «Оливковые деревья» (1889). На этом пейзаже в стиле импрессионизма с голубовато-зелеными деревьями она обнаружила на нижней части полотна любопытный предмет, замурованный в слоях густой краски.

«Сначала я подумала, что это всего лишь отпечаток листочка. Но потом я поняла, что на самом деле это крошечное насекомое», – пояснила Шафер в интервью Рафи Летцеру для авторитетного научного сайта «Лайв Сайенс».

Как выяснилось, этой необычной находкой оказался несчастный кузнечик, который остается засохшей деталью картины Ван Гога уже более ста лет.

В своей колонке в газете «Арт Ньюспейпер» специалист по Ван Гогу Мартин Бэйли сообщил, что представители музея недавно опубликовали новые данные о картине, на которой обитает насекомое. В прошлом месяце для нового онлайн-каталога, посвященного коллекции французских картин музея Нельсона-Аткинса, был представлен 28-страничный анализ картины «Оливковые деревья».

В исследовании, доступном в интернете и в интерактивной форме, и в формате PDF, отмечается, что эту картину Ван Гог написал, находясь в психиатрической лечебнице в коммуне Сен-Реми-де-Прованс на юго-востоке Франции. В мае 1889 года Винсент Ван Гог приехал туда, чтобы поправить свое ухудшающееся психическое здоровье. Тогда его брат Тео попросил директора учреждения позволить художнику свободно творить вне стен больницы,  сообщается в статье «Арт Ньюспейпер».

В течение последнего года своей жизни, проведенного в больнице, Ван Гог написал около 150 работ, многие из которых были созданы именно на открытом воздухе. Оливковые деревья, издавна растущие на близлежащих холмах Альпий, в июне 1889 года вдохновили Ван Гога на создание одноименной картины.

В исследовании также отмечается, что на холсте был обнаружен не только кузнечик, но и фрагмент засохшего растения. Ван Гог часто писал на открытом воздухе, поэтому, пожалуй, неудивительно, что на его полотнах время от времени оставались следы флоры и фауны. Как сообщает «Арт Ньюспейпер», из-за мощного ветра в долине Роны, известного как мистраль, работать на пленэре было особенно нелегко, учитывая еще и то, что порывы ветра усиливались в определенное время года. Такая капризная погода увеличивала вероятность того, что какие-то лишние частицы могли попасть на картины Ван Гога.

«Художник, работая на воздухе под ветром, солнцем и взглядами зевак, заполняет холст кое-как, по мере сил, но вместе с тем схватывает в натуре то, что в ней есть подлинного и существенного, а в этом-то и состоит главная трудность», – отмечал художник в письме к брату Тео в сентябре 1889 года.

Реставраторы также обнаружили, что изначально Ван Гог придал затененным участкам картины ярко-фиолетовый оттенок. Однако со временем красные пигменты краски поблекли, поэтому сейчас на картине преобладают синие тона.

«Для Ван Гога было чрезвычайно важно, чтобы цвета были взаимосвязаны, ведь они придают холсту особый колорит, создают гармонию, передают определенное настроение и вызывают истинные эмоции. Он очень часто прибегал к сочетанию взаимодополнительных цветов», – объяснила один из авторов исследования, старший куратор в сфере европейского искусства музея Нельсона-Аткинса Эйми Марсеро ДеГалан.

На картине «Оливковые деревья», например, Ван Гог изображает ярко-красные цветки мака рядом с зелеными листьями, а насыщенные желто-оранжевые цвета положены вплотную к синим контурам отдельных деревьев.

Что же касается судьбы крошечного кузнечика, вероятно, он попал на холст уже мертвым, так как исследователи не обнаружили вокруг следа никаких признаков борьбы. Насекомое настолько маленькое, что посетители музея обычно не замечают его без подсказки или увеличительного стекла.

В интервью Колину Дуайеру для «Национального общественного радио» Марсеро ДеГалан сказала, что этот маленький кузнечик, застрявший в краске, помогает людям лучше представить себе обстановку, в которой была написана картина. «В один миг вы переноситесь в 1889 год на поляну перед лечебницей, где у этого кузнечика выдался на редкость неудачный день — или, может быть, удачный, ведь мы думаем об этом всем столько лет спустя».

Автор – Нора МакГриви

Источник – Smithsonian

Перевод – Даниил Прилепский, «Московская правда»

One Comment
  1. Невероятно – кузнечик стал частью полотна которое на сегодня стоит баснословных денег! А ведь мог просто в тот же сезон закончить свой жизненный цикл и бесследно раствориться в природе!

Добавить комментарий