На перепутье. Сказка была проще

Сказка была проще. Исходов всего три – налево, направо и прямо. Нынешняя ситуация, как ее можно видеть на конец сентября 2022 года, смотрится через туго увязанный пучок множества фуркаций. Всех точно не упомнишь, а те, что кажутся очевидными сегодня, завтра могут быть забыты.

законопроект, депутаты
Фото с сайта Госдумы РФ

Среда 28 сентября отмечена досрочным внесение в Думу законопроекта о федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2035 годов. Ежегодно момент внесения бюджета выставляет звездой экрана и эфира председателя думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова. Адвокатские таланты, помноженные на опыт телеведущего, позволяют ему извлекать максимум из события, которое теоретически не должно никого волновать.

Человек уравновешенный не будет считать поступившие в его организм калории. Он просто ест, когда хочется, и старается больше заработать, если хочется больше есть, чем у него есть. Тем более не будет устраивать ритуальные танцы с бубнами из самого поступления калорий per orum. В таком метафоричном пересказе мне видится процедура поступления бюджета из правительства в Думу. В этом момент документ становится конституционным.

В прошлом процесс напоминал закат Солнца вручную и был очень тяжелым. Тяжеленные сумки втаскивали дюжие фельдъегеря. Далее наступала горячка в аппарате комитета по копированию десятка тысяч страниц.

На этот раз Макаров под прицелом множества фото- и телекамер принял из рук фельдъегеря конверт и достал из него флешку. Устройство надежно защищено, внести изменения в его содержание невозможно. В тот же день практически сразу все 7133 страницы самого бюджета и сопутствующих документов были размещены в законодательной базе ASOD по адресу:

https://sozd.duma.gov.ru/calendar/b/day/2022-09-28/2022-09-29/1.1

С момента публичного тиражирования специальная защита документа не требуется. Теперь это называется блокчейн.

Единовременно в полдень в базе появился основной законопроект с номером и названием:

201614-8 «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Также еще полтора десятка сопутствующих документов:

201615-8 «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»,

201616-8 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»,

201617-8 «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»,

201618-8 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и приостановлении действия ее отдельных положений».

Правительство Российской Федерации:

201619-8 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора»

201620-8 «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»,

201621-8 «О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 6-1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»,

201622-8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году»,

201623-8 «Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам»,

201624-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об универсальном пособии гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам»,

201625-8 «О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»,

201626-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

201627-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» в части определения коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг»,

201628-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,

201629-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (в части отдельных вопросов налогообложения)»,

И это далеко не все, чем пополнился думский портфель в этот день.

Для удобства СМИ комитет по бюджету подготовил справку об основных параметрах бюджета, которую тут распространили через думскую телегу.

Я из нее мало что понял кроме того, что бюджетная политика России переходит от профицита к дефициту. Но это было уже известно. Будет очень интересно посмотреть, как политика дефицита будет реализована на практике, потому что деньги в России не работают и тому есть множество причин, о которых я писал неоднократно.

Исход подобных развилок-фуркаций зависит от того, сумеет ли руководство страны перевести управление на суверенные форматы. Или у нас, как и во всем мире, останется двойное управление национальной вертикали и глобальной горизонтали.

Еще одна развилка связана с прошедшими в четырех бывших регионах Украины референдумами о вхождении в состав России. Киев под контролем Вашингтона отторг их давно, план распада Украины мне показывал Сергей Миронов еще до переворота 2014 год года. С тех пор Путин впервые проявил политическую волю.

На самом деле бюджет-2023 по сложившейся практике нулевого чтения полностью сверстан до внесения. Совместная работа думского комитета с Минфином шла все лето. После появления в России четырех новых регионов бюджет придется срочно переделывать.

Тут одним бюджетом фронт работ не ограничится. Любой брак, то есть союз, должен быть оформлен юридически и у него должна быть идеологическая концепция развития. Опыт Крымской весны показал, как за эйфорией последовало отрезвление.

Станислав Наумов в выступлении от фракции ЛДПР заявил: «Наша фракция предлагает всю экономическую деятельность в тех новых субъектах Российской Федерации, которые, я уверен, появятся по итогам референдумов и обращений, всю экономическую деятельность вести в режиме особой экономической зоны».

Почему бы всю Россию не превратить в свободную экономическую зону?

Я бы не хотел повторять аргументы про двоевластие, пусть оно останется в уме. Слово «развилка» тоже поднадоело, точки неопределенности легко увидеть по тексту.

В результате Дума лихорадочно перестроила порядок ближайшей работы. Региональную неделю отложили. На 3 и 4 октября назначили пленарные заседания палаты.

Андрей Макаров признался перед лицом журналистов, что такого сложного документа еще не было. Но при этом он почему-то уверен, что ни одно государственное обязательство не останется необеспеченным. Второй критерий — эффективность расходования средств.

Два критерия Макарова находятся в коллизии друг с другом. Наиболее болезненным примером является наука и научно-техническая политика. Председатель комитета не хуже Минфина знает, насколько неэффективно расходуются бюджетные средства на науку в ее действующей системе координат. Последние события в академии оптимизма не добавляют.

Забегая вперед, отмечу, вопрос о науке возник в тот же день на правительственном часе руководителя Минэка Максима Решетникова. Будущее в тумане, тут политической воли Кремля не видно. Кроме того, Минфин, Минэк и Банк России по степени разнобоя не могут выйти из формата девяностых. Тогда Охотный ряд, Белый дом и Старая площадь являли собой иллюстрацию надоевшей басни, будто не из одной страны.

Комитет Макарова и сам он лично прилагает значительные усилия для сведения в единое целое бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики. Неудовлетворительным остается качество прогнозов. Минфин раскрывает методику их вычисления, Минэк нет. Откуда цифры, министр Решетников сказать не может.

Вместо решения растет проблема неопределенности оценок исполнения государственных программ. Попытка перевести бюджет на программный формат не то чтобы провалилась, просто мало что изменила.

Макаров намерен предложить Думе рассмотреть проект бюджета 26 октября и разбить рассмотрение на два дня. Назначить дополнительное заседание 27 октября для рассмотрения бюджетов внебюджетных фондов.

Все заседания комитета по бюджету, как обычно, будут транслироваться впрямую кроме закрытых статей. Главный принцип бюджета его устойчивость и опора на собственные силы. Глава комитета так уверял журналистов, как будто хотел убедить прежде всего себя.

Что касается опоры на собственные силы, нам поможет тот, кто нам мешает. Сбылась мечта Вашингтона переключить обеспечение Европы газом с России на США. Координатор фракции КПРФ Николай Коломейцев со всей определенностью заявил МП, что «северные потоки» взорвали американцы стопроцентно, там были два их корабля с водолазами. В США незамутненно радуются, как ребенок, поломавший красивую чужую игрушку. «Северные потоки» уничтожены навсегда и поставки их дорогого сжиженного газа в Европу возросли.

Ущерб от утечки гигантских объемов газа через разорванные трубы не оценивается. Я думаю, он сильно меньше арестованных трехсот млрд долларов суверенных российских активов.

Весьма любопытно, что даже такие события не отрезвляют заправил отечественной промышленной политики. Экспортеры стратегического сырья – углеводородов, электроэнергии, титана и урана, оружия и боеприпасов – своей жизни не видят без экспорта.

Отсюда возникают неприятные вопросы без ответов. Что делать с бюджетным правилом? Куда девать доходы от экспорта? Почему после закрытия экспорта на Запад надо обязательно гнать ресурсы на Восток с дисконтом? Если Запад закрывается, почему экспорт в США растет и как вообще можно снабжать страну, которая воюет с нами?

Чего только не узнаешь в Думе. Буквально не знаешь, куда это пришить.

Правительственный час «О мерах по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления» прошел с упором на то, какая устойчивая Россия в условиях объявления нам одиннадцати тысяч санкций.

«Введенные против России беспрецедентные по масштабам санкции, а их уже более 11 тысяч, создали целый ряд вызовов. Во-первых, это ограничения для внешнеторговой деятельности. Под прямые запреты попала почти четверть нашего экспорта и импорта. Во-вторых, это технологические и транспортные ограничения, запреты на импорт в страну комплектующих, на заходы в порты, авиа-, автоперевозки, было прекращено техническое обслуживание самолетов. В-третьих, был заблокирован доступ к глобальной финансовой системе, были заморожены финансовые государственные и частные активы, запрещены сделки с Центральным банком и Минфином, затруднены финансовые транзакции», — сообщил глава Минэка Максим Решетников Думе..

Далее добавил: «Несмотря на это, российская экономика оказалась устойчива к вызовам. Потребительский спрос восстанавливается, этому способствует ситуация на рынке труда, дополнительные меры социальной поддержки, которые были запущены во втором квартале текущего года по поручению президента страны. Это индексация пенсий, прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда, начало новых выплат на детей».

Конец цитаты.

Прогнозы Решетникова следующие: «В целом мы ожидаем, что нижняя точка спада экономики будет пройдена в IV квартале этого года. По итогам 2022 года ВВП сократится на 2,9 процента. Инвестиции после умеренного спада во II полугодии покажут снижение в пределах 2 процентов, замедлится инфляция. После пикового значения в 17,8 процента в апреле и 13,9 процента на сегодня оценка на конец года – 12,4 процента».

Председатель Комитета по контролю Олег Морозов сообщил о хронической болезни невнимания к подзаконным актам для принятых законов.

«Еще одна тема – госпрограмма и стратегическое планирование. Министерство постоянно уже более 10 лет занимается реформированием и наладкой этого механизма.

К сожалению, прогресс здесь не впечатляет. Сохранился принципиальный недостаток. Уменьшение или рост расходов на программы не отражается на изменении результатов их реализации», — сказал Морозов.

Приведу еще абзац из его выступления, наиболее показательный: «Особое внимание при подготовке «правчаса» комитет уделил вопросу импортозамещения в контексте соответствующего поручения председателя палаты. Во многом благодаря парламентскому контролю в этом вопросе есть определенные сдвиги. Однако все это выглядело более-менее благостно до нынешней санкционной войны. Для подготовки к сегодняшнему разговору мы запросили у Минэкономразвития информацию о работе в сфере импортозамещения. В полученном ответе много хороших цифр, показателей. В частности, говорится о расходовании на эти цели, начиная с 2015 года более 3 триллионов рублей. Ну, казалось бы, очень внушительная цифра. Но за этими цифрами не читается ответ на вопрос: этого достаточно для утверждения нашего индустриального и технологического суверенитета? В какие сроки мы приблизимся к этой цели? Когда появится возможность поменять скучный термин «замещение» на яркий «технологическое лидерство»?»

Конец цитаты.

Вывод Морозова прозвучал как приговор: «План первоочередных мер правительства в этой части, утвержденный 15 марта текущего года, выглядит скорее, как тактический эскиз. Мы же ждем от министерства стратегию».

Максим Решетников не первая жертва двойственной кадровой политики России. Для результата бесполезно менять министров на патриотических любителей Родины, оставляя начинку ведомства в том же кадровом составе. Зато интересно посмотреть, кто кого поборет. Та же ситуация прошла в Академии. И то же накаляется на Журфаке МГУ. Про Академию я писал, про Журфак в конце.

Неделю назад Решетников выступал в СФ и там ему было намного легче. Депутаты по сравнению с сенаторами совершенно «непричесанные» и соответствующей процедуре не поддаются.

Решетников обещал Думе: «В 2023 году экономика будет постепенно восстанавливаться, а в году выйдет на устойчивый рост в 2,6 процента. Основой роста будет рост промышленного производства, ориентированного на внутренний спрос, сельского хозяйства, строительства, сферы услуг.

Реальные денежные доходы населения должны восстановиться уже в следующем году за счет роста реальных заработных плат, предпринимательских доходов, индексации социальных выплат ну и, конечно, за счет замедления инфляции. Безработица в течение всех трех лет сохранится на низких уровнях».

Конец цитаты.

Председатель комитета по развитию конкуренции Валерий Гартунг заявил министру, что его действия неадекватны вызовам, которые стоят перед страной.

Решетников типа Горбачева в ответ пустился в многословное плаванье по аргументам без фактов и никак не мог закончить. Получилось «прогноз есть прогноз».

«Поэтому мы должны понимать, что где-то вполне возможно производство сократится. И поэтому, когда мы говорим там, плюс 2,6 процента, по ряду отраслей это значит рост тех же самых 5-6 процентов сельхозмашиностроение, дорожное машиностроение, автомобилестроение с увеличением локализации и так далее, и так далее.

Поэтому, Валерий Карлович, это достаточно амбициозные задачи. И, мне кажется, нам нужно сосредоточиться не на обсуждении там, какая конкретная будет цифра, ну, прогноз, сами понимаете, есть прогноз»

Конец цитаты.

Добила министра председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина.

Она сообщила, что в Москве открылся XIII Конгресс индустрии детских товаров.

«Вот кроме упаковок для детских товаров, прозвучавших в вашем докладе, больше сколь либо значимых достижений, ну, еще канцелярия, карандаши стали производить в Московской области, в Рязани, детскую одежду шить. Но ведь вы едва социальный взрыв не совершили накануне учебного года, почти на двести процентов увеличились цены и на канцелярию, и на детскую школьную форму. До сих пор силикон для грудничков на соски завозим из Китая. До сих пор полипропилен для изготовления бутылочек для молочной смеси из Южной Кореи», — сообщила Останина.

Председатель комитета по науке Сергей Кабышев поставил сакральный вопрос: «Какие меры министерство предполагает принять для совершенствования механизма внедрения достижений российской науки в экономику страны?»

Ответ был опять же многословен и неконкретен. Выбрать из него существенное я не смог.

Решетников закончил ответ словами: «И, значит, плюс к этому у нас большой объем средств связан, идет по линии Минпромторга, также по линии и НИОКРов и поддержки отдельных проектов. Поэтому вот все это вместе, как бы, да, должно создать действительно единый контур.

Ну и плюс, тот законопроект, который вы сказали, который через вас проходил, вы поддержали его, это бесшовность, бесшовность, бесшовная поддержка инновационных компаний. У нас много технологий рождается вне и фундаментальной науки, и вне науки, и вне крупных компаний. Вот эти технологические компании, компании-лидеры, которыми мы тоже занимаемся».

Конец цитаты.

Двуединый вопрос на засыпку выдала независимый депутат Оксана Дмитриева.

«Как вы относитесь к тому, чтобы кардинальным образом пересмотреть 44-й федеральный закон, поскольку невозможно и даже вредно в нынешних условиях осуществлять сложные процедуры тендеров и конкурсов, и необходимо переходить к контрактам закупки у единственного поставщика?

И второй вопрос. Переход к плановому распределению продукции и ресурсов, усиление отраслевого управления, причем управления через натуральные показатели или натурально-стоимостные, в штуках, тоннах, литрах и так далее».

Из очередного многословного ответа я выбрал слова министра, которые свидетельствуют о неизменности либерального курса: «Мне кажется, все-таки мы должны даже в этих условиях оставаться на принципах рыночной экономики».

44-ФЗ о федеральной контрактной системе министр назвал одним из самых изменяемых законов. Решетников считает, что баланс здесь найден, и что-то дополнительно модифицировать, ну всегда готовы, 44-й закон, наверное, нет.

Свой баланс на думской трибуне министр Решетников видимо почерпнул из прибаутки эпохи Брежнева: «Кто даст правильный ответ, тот получит десять лет». Тогда уже можно было говорить и даже уже была какая-то свобода. А сейчас и говорить опасно и вместо железного занавеса какая-то западня.

Председатель Думы Вячеслав Володин при обсуждении повестки сообщил, что Николай Коломейцев передал документ, который требуют для подписания от тех, кто переходит российско-грузинскую границу, заявка о признании Российской Федерации как оккупационного режима территории Грузии.
Второй пункт признает, что суверенные территории Грузии — Абхазия и Южная Осетия — находятся под оккупацией.
Третий – признают, что при содействии сепаратистов на территории Грузии устроили этнические чистки.
Четвертый – осуждают все военные действия России против независимых государств. И так далее.

Дальше развернулась небольшая идеологическая дискуссия, пустят ли их подписантов обратно в Россию и зачем они нам нужны.

В комментарии для журналистов единоросс Евгений Ревенко на голубом глазу заявил: «Я бы предложил подумать и на законодательном уровне закрепить уголовную ответственность за подписание таких бумажек». У депутатов санкционная мания превыше заокеанских партнеров. Я бы им предложил создать в России такую жизнь, чтоб было не страшно и чтобы в Россию стремились не только потому, что за ее пределами еще страшнее, только пока это не все поняли.

Депутат фракции КПРФ Игорь Кобзев с утра в комментарии журналистам отметил закон об ответственном отношении к животным и подчеркнул, нужен закон об ответственном отношении к людям.

Действительно, на том же заседании принята еще пара законов о животных.

Первый из них вводит понятие собаки-проводника и называется «О внесении изменений в статьи 3 и 13 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Второй дает полномочия правительству установить правила содержания животных на птичьих рынках. Называется «О внесении изменений в статьи 5 и 11 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При обсуждении повестки в Думе опять возникла дежурная тема ситуации на Журфаке.

Болезненный интерес к Журфаку поддерживает фракция эсеров, на сей раз выступила Яна Лантратова.

«Ко мне приходил студент журфака МГУ Степан Андропов, которого затравили за поддержку армии и специальной военной операции. На ребят, которые его поддерживали, было совершено нападение. Степан рассказал мне жуткую историю, что происходит на факультете, травят и преподавателей, и студентов за позицию, предлагая им покончить жизнь самоубийством, и якобы не пускают депутатов, которые имеют сходную позицию для выступления. Однако при этом зачем-то вместо того, чтобы разобраться и понять ситуацию, были отчислены две студентки с непонятным обоснованием, а это будущие журналисты, это будущее СМИ.

Я посоветовалась с коллегами из разных фракций, может быть, нам стоит пригласить на заседание комитета декана факультета МГУ, чтобы вместе разобраться в ситуации, подумать, чем мы можем помочь, ну и, собственно, потому что СМИ – это, конечно, четвертая власть, это очень важно. С председателем комитета профильного я разговаривала», — сообщила коллегам по палате депутат Яна Лантратова.

Ответил зампред Думы, выпускник Журфака с красным дипломом Петр Толстой. По его словам, он находится с деканом факультета в постоянном контакте: «Нахожусь на связи с деканом факультета, они разбираются в ситуации. Девушки, которые отчислены, были отчислены как раз за травлю молодого человека в соцсетях, за неподобающую форму. Но, конечно, я с вами согласен, что проблема не в форме, не в травле, не в драках, а проблема в содержании. И эта проблема содержания, она, кстати, и наша с вами ответственность, потому что их 30 лет учили другому. Поэтому давайте мы в рабочем порядке будем держать этот вопрос на контроле, и, соответственно, декан факультета информацию предоставит всю».

На Журфаке ситуация такая же странная, как во всей стране. Выстроилась хроническая конфронтация ППС и деканата. Преподаватели, которые учат будущих журналистов, боятся действующих журналистов, очень не любят телеведущего Первого канала Толстого и, пока есть возможность, мучают студентов своими либеральными убеждениями.

Лев МОСКОВКИН.

законопроект, депутаты
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x