29 сентября 1943 года Токийский окружной суд приговорил легендарного советского разведчика Рихарда Зорге к смертной казни.
Как сообщает доктор экономических наук, профессор, зав. лабораторией Института востоковедения РАН А. А. Прихожаев в предисловии к публикации «Тюремных записок» Рихарда Зорге, резидентурная группа «Рамзай», которой он руководил, функционировала в Токио с сентября 1933 года до октября 1941-го. Такое в Стране восходящего солнца раньше не удавалось никому из советских разведчиков. Всего по делу группы «Рамзай» было арестовано 35 человек, но привлечено к суду только 17. Сам Рихард Зорге был задержан 18 октября 1941 года, к этому времени под арестом уже находились два члена группы: художник Ётоку Мияги, арестованный 10 октября, и специалист по Китаю Хоцуми Одзаки, арестованный 14 октября 1941 года.
О том, как именно происходило задержание Зорге, подробно рассказывается в книге Александра Куланова «Зорге. Неудобный» (вышла в серии ЖЗЛ):
«Рихарду Зорге позавтракать не дали. Арестом руководил детектив Охаси, прибывший в участок Ториидзака в то же утро к пяти часам. Полицейские уже были готовы начать действовать, но перед домом Зорге стояла машина с германскими дипломатическими номерами — руководитель немецкого агентства новостей (у Голякова он «японский корреспондент «Дойче альгемайне цайтунг»») Вильгельм Шульце (Шульц) в этот ранний час записывал экспертное мнение более опытного коллеги по поводу отставки кабинета Коноэ. Представитель токийской городской прокуратуры Ёсикава Мицусада, курировавший действия следственной бригады, решил не рисковать и подождать, пока автомобиль уедет. Как только машина Шульце скрылась за поворотом, детектив Охаси громко закричал: «Мы пришли по поводу недавней аварии с вашим мотоциклом!». Зорге открыл дверь, и опергруппа ворвалась в дом. Журналиста, как он был, в пижаме и шлепанцах, невзирая на его крики протеста, выволокли из дома и втолкнули в машину, чтобы через минуту высадить из нее у полицейского участка. Но и здесь арестованный не задержался — его отправили в тюрьму Сугамо.
Прокурор Ёсикава позже рассказывал: «Мы опасались, что Зорге будет стрелять в нас из пистолета. Несколько дней мы вели наблюдение за его домом. В то утро его посетил представитель германского посольства. После того как этот человек вышел от Зорге, мы вошли в дом и арестовали его».
В книге Александра Куланова приводится перечень найденных во время обыска вещей Зорге:
«…Три фотоаппарата, одна фотокамера с необходимыми принадлежностями, три фотолинзы (одна из которых телескопическая), фотопринадлежности, черный кожаный бумажник с 1782 долларами, шестнадцать записных книжек с подробностями связей с агентами и финансовыми расчетами, партбилет члена нацистской партии на имя Зорге и список членов партии, проживающих в Японии, Германский статистический ежегодник в двух томах (источник шифровальных таблиц), семистраничный отчет и схема, составленная на английском языке, и, наконец, самое роковое — две странички машинописного наброска, также на английском, представляющие собой заключительное послание, готовое к отправке в Москву 15 октября».
Следствие по делу «Рамзай» вели сначала чиновники японской тайной полиции, а затем прокуратуры. Дознание длилось до мая 1942 года. 17 мая 1942 года в японских газетах впервые было опубликовано сообщение министерства юстиции о раскрытии разведгруппы Зорге:
«В прокуратуре Токийского окружного уголовного суда закончилось энергично проводившееся с октября прошлого года расследование дела о раскрытой полицией международной шпионской организации под руководством Рихарда Зорге. Ее главными участниками являются: специальный корреспондент газеты «Франкфуртер цайтунг» в Японии Рихард Зорге, 47 лет; помощник заведующего токийским отделением французского агентства новостей Гавас Бранко де Вукелич, 38 лет; художник Ётоку Мияги, 40 лет; неофициальный советник токийского отделения правления Мантэцу — Хоцуми Одзаки, 42 года; владелец светокопировальной мастерской в Токио — Макс Клаузен, 44 года».
Организацией, на которую работала группа, был назван Коминтерн.
29 сентября 1943 года приговоры в отношении Рихарда Зорге и Одзаки Хоцуми были оглашены: смертная казнь. В этот день они впервые увидели друг друга после ареста, спокойно выслушали вердикт и были выведены из зала суда. Мотивировочная часть решений суда в целом совпадала и основывалась на постановлении предварительного судебного следствия: Одзаки и Зорге совершили преступления, будучи агентами Коминтерна, который имел целью «изменить государственный строй Японии и отменить систему частной собственности путем установления диктатуры пролетариата и создания коммунистического общества».
Остальные 12 человек, осужденные в качестве соучастников группы Зорге, были приговорены к различным срокам (до 15 лет) тюремного заключения. Верховный суд 20 января 1944 года отклонил кассационную жалобу Зорге под формальным предлогом, что эта жалоба была доставлена в Верховный суд на одни сутки позже установленного срока. 5 апреля 1944 года был оставлен в силе смертный приговор Одзаки, хотя его кассационная жалоба и была представлена вовремя. Зорге и Одзаки были казнены утром 7 ноября 1944 года, в 27-ю годовщину Октябрьской революции.
Сергей Ишков.
Фото regnum.ru
Такими разведчиками не бросаются в угоду дерьмовому союзнику, привыкших воевать чужими руками. Сталин мог реально спасти Зорге, но отказался. Версий несколько: не желание вести сепаратные переговоры с Японией, воюющей в то время с США; якобы двойной агент (Советский Союз и Германия); личная неприязнь и боязнь признать свои ошибки у Сталина.
А ведь этот человек спас миллионы жизней. Именно во многом благодаря Рамзаю (оперативный псевдоним) и его группе, — их дезинформации в отношении Америки, удалось направить военную машину Японии в другом направлении и не втянуть страну восходящего солнца в противостояние с Советским Союзом в течение 4 лет изнурительной воины с 3-м рейхом.
Мы все равно бы победили, но цена войны на два фронта была бы намного больше.