2022 год – Год культурного наследия народов России. В рамках события газета «Московская правда» объявила конкурс декоративно-прикладного творчества «В лучших традициях». Летом 2023 года будут подведены его итоги. А пока с некоторыми членами компетентного жюри конкурса и с нашими партнерами состоялся разговор о народном творчестве.
Шод МУЛАДЖАНОВ: «Конкурс объявлен в расчете на молодежь и на людей старшего поколения»
В народно-прикладном творчестве много переплетений с философией, историей, литературой. Присланные в редакцию работы демонстрируют не только высокий профессионализм конкурсантов, но и их душу, стремление показать в своих произведениях миру, как он красив, разнообразен и неповторим.
На вопрос, в чем основная задача этого проекта, нам отвечает председатель и инициатор проведения конкурса, главный редактор газеты «Московская правда» Шод Муладжанов:
– Конкурс объявлен в расчете на молодежь и на людей старшего поколения, увлеченных народным творчеством. Как показывают присылаемые к нам работы, мы не ошиблись в этом выборе. Для молодежи, которая только в начале пути, это возможность роста, развития, продвижения своих работ на рынок (почему бы и нет?).
Для старшего поколения – это новый тренд, нечто неизведанное, на что раньше в силу занятости просто не было времени.
Особое внимание для участников конкурса я бы хотел обратить на материалы. В доме мы выбрасываем пластик, старые вещи, посуду, бумагу… Все эти материалы в умелых руках превращаются в художественные произведения, им дают вторую жизнь. А это тема экологии, защиты природы.
Владимир СУРОВЦЕВ: «Символика, тотемность — начальная стадия любого народного творчества»
Отметим, что это не первый конкурс, направленный на идею добра, счастья и созидания в нашем обществе, объявленный «Московской правдой». Ведь у газеты, помимо информационной задачи, стоит еще одна – быть организатором, формировать вокруг себя социально активных читателей. За последние несколько лет проведены конкурсы авторской песни о Москве, на лучший плакат по защите окружающей среды в городе. Все они завершались не только вручением подарков и дипломов, но и грандиозными праздниками, которые демонстрировали миру все новые и новые таланты. С чего начиналось народное творчество, например, если говорить об изобразительном искусстве? Об этом хорошо знает скульптор, академик Российской академии художеств, народный художник РФ, лауреат премии правительства РФ Владимир Суровцев:
– Я иногда шучу, что принадлежу к древнейшей профессии. Ведь мир не с нас начался и не нами закончится. А человек в древности начинал с того, что, видя какие-то корешки, камешки, искал в них образы, похожие на зверей, птиц. В итоге стал сам отламывать от них небольшие куски, «вылепливая» увиденный предмет. Уже тогда в это он вкладывал некий тотемный смысл. Поэтому символика, тотемность – начальная стадия любого народного творчества.
Сегодня нас интересует в большей степени эстетическая сторона произведения. В конкурсе мы пытаемся поддержать тех, у кого есть эта творческая жилка, а может, кто-то вспомнит свою родословную.
Андрей МАДЕКИН: «В современном ковроткачестве я бы выделил гобеленовые изделия»
Увлечение декоративно-прикладным искусством делает человека разносторонне развитой личностью, способной мыслить глобально, а не только в рамках своих профессиональных компетенций. Присланные на конкурс работы – самых разных направлений. И одно из них – утраченное, казалось бы, навсегда ткачество. Об этом рассказывает российский художник, историк в области искусства, писатель Андрей Мадекин:
– Ткачество – традиционное творчество, древнейшее из искусств, ведь мы практически всегда были во что-то одеты. Но с промышленной революцией оно как народный промысел умерло. В узком сегменте осталось лишь декоративное ткачество.
По материнской линии я принадлежу к известным родам текстильных предпринимателей Ивановского региона XIX века. Мой прадед владел конторой, в которой насчитывалась 1000 клиентов. Но это прекратилось в начале прошлого века – века технической революции. Вообще же ковроткачество в России не имело изначальных корней. Кавказ, Средняя Азия – вот где испокон веков оно было распространено.
В современном ковроткачестве я бы выделил гобеленовые изделия. В народном творчестве чаще можно встретить небольшие по объему работы. Хотя школы, где учат художников по гобелену, в России есть.
Ольга КУЗЬМИНА: «Золотые руки сами всё сделают»
Еще одно направление народного творчества – изготовление ювелирных изделий. Интерес к этому искусству не угасал никогда. Фантазии в изготовлении ювелирных украшений нет предела. К примеру, обычный бисер в умелых руках может стать настоящим произведением искусства. И своими учениками онлайн-курсов по бисероплетению Ольга Кузьмина по праву гордится:
– Мои онлайн-курсы по бисероплетению стартовали накануне пандемии, в 2019 году.
За это время прошло много интересных женщин. Сложно выделить кого-то, но, пожалуй, я это сделаю. Это женщина с красивым именем Флёра.
Она пришла на курсы, совершенно не умея плести, с нуля. С первых дней стало понятно, что человек талантлив и нужно просто подтолкнуть ее, рассказать об основах мастерства. А дальше золотые руки сами всё сделают.
Конечно, Флёра не одна такая ученица, можно сделать целую книгу с работами удивительных мастериц. Очень горжусь ими.
Эльмира ЩЕРБАКОВА: «Это духовные скрепы любого народа»
После объявления о начале приема работ конкурса «В лучших традициях» сработал закон синергии. На суд жюри в редакцию поступают все новые и новые работы. К конкурсу проявили интерес организации, занимающие достойное место в развитии и пропаганде в том числе и народного творчества. Нашими партнерами стали Ассамблея народов Евразии и этнографический парк-музей «ЭТНОМИР».
Ассамблея народов Евразии учредила специальный приз для участников. Какой – пока сохраним в секрете.
Заместитель руководителя генерального секретариата Ассамблеи народов Евразии Эльмира Щербакова:
– Ассамблея народов Евразии – Международный союз неправительственных организаций и граждан с активной жизненной позицией, разделяющих и продвигающих идеи и ценности евразийской интеграции, защиты мира, укрепления дружбы, согласия, партнерства и добрососедства между народами.
А что, как не творчество, позволяет людям разных стран и народов понимать друг друга без слов?
– В этой связи народное творчество – это основа, это духовные скрепы любого народа, – подчеркивает Эльмира Щербакова. – Это то, что объединяет людей, создает предпосылки для любого профессионального творчества. Его сила в том, что все можно понять без слов и лишних речей.
Татьяна ГРИГОРЬЕВА: «Наш проект — креативный город дружбы народов»
Народное творчество требует постоянной подпитки. И окунуться в оазис народного искусства и даже получить определенные навыки можно, проведя время в парке-музее «ЭТНОМИР».
Директор крупнейшего в России этнографического парка-музея «ЭТНОМИР» Татьяна Григорьева и ее коллектив ведут огромную работу по возрождению народных традиций. Она говорит:
– ЭТНОМИР – этнографический парк, образовательный центр, музей под открытым небом, туристический кластер и креативный город дружбы народов. Проект предоставляет возможность прожить опыт народов мира через материальное и нематериальное наследие, понять культурный код, приблизиться к пониманию единства в многообразии народов Земли.
В ЭТНОМИРе каждый может пройти от 15 до 20 профессий. Можно попробовать себя в таких направлениях, как гончарное дело, ткачество, шитье, строительство, огородничество, экотехнологии, туризм, ораторское искусство. Для детей и взрослых в ЭТНОМИРе открыты ремесленные мастерские.
Немного о конкурсе
Принять участие в конкурсе «В лучших традициях» могут все, кто дружен с миром декоративно-прикладного творчества и отдает ему свою душу и силы.
По сложившейся традиции победителей определит народное голосование.
Кроме денежных призов, победителей и призеров ждут подарки от партнеров конкурса.
Подробнее о конкурсе «В лучших традициях»: https://mospravda.ru/2022/05/22/526065/
Нина Донских.
Декоративно-прикладное творчество включает в себя духовную составляющую. Это занятие и полезное, и приятное. Это самореализация, отчасти дань традициям, опыт.
Будут ли показаны работы участников конкурса? Если да, то когда и где?