Здравствуй, конь педальный!

В Москве, в Измайловском Кремле недавно открылся музей, где представлена самая большая коллекция советского детского педального транспорта.

музей советского детского педального транспорта машина игрушки Фото Михаила Ковалёва

В богатой экспозиции мы видим различные образцы машин — не бензиновые или электрические, а педальные, детские. Сейчас, конечно, этим никого не удивишь — маленькие машинки самого разного дизайна, расцветки и моделей. Дешевые, с минимальным набором функций и дорогие, по цене полноценного отечественного автомобиля, напичканные электроникой и прочими прибамбасами. Парки забиты прокатными пластиковыми веломобилями. Но раньше, как и положено, все было иначе…

музей советского детского педального транспорта машина игрушки Фото Михаила Ковалёва

Большинству детей о такой технике приходилось только мечтать: она была в дефиците, да и стоила дорого. К примеру, педальный «Москвич» мог обойтись от 25 рублей до 35, что весьма много для тех лет. Продавали четырехколесную мечту с педалями через сеть детских магазинов «Детский мир», много машинок по специальной программе с завода поступали прямиком в детские сады, санатории и пионерские лагеря. В среднем, педальное авто весило от 10 до 16 килограмм, в зависимости от материалов и комплектации. Несмотря на высокую стоимость детского автомобиля, при поступлении в продажу они почти сразу же раскупались. Производство последних детских педальных автомобилей происходило до 1995-1996 годов. Ну а в наше время их заменили  игрушки из Китая разных ценников и качества.

История педальных машинок началась в 1930-е годы. Ударными темпами шла индустриализация, развитие и экономический подъем молодой страны. Народ буквально заболел автопробегами. Это увлечение не прошло мимо производства игрушек, а именно — педальных машин. Редакция журнала «Мурзилка» даже организовала первый детский автопробег по маршруту Москва-Ногинск-Москва. Нельзя не отметить историю появления модели ЗИМ, которая выпускалась задолго до массовых «Москвичей». В 1930-е годы завод имени Молотова выпустил детские педальные машины под аббревиатурой ЗИМ. Кузов, руль и педали у такой машинки целиком были сделаны из дерева, на колесах — резиновые обода. Правда, купить такую машину было затруднительно. Их  выделяли, как пробный экземпляр, по несколько штук в каждую область, и, конечно, доставались они только отпрыскам чиновников и начальников.

музей советского детского педального транспорта машина игрушки дети Фото Михаила Ковалёва

С началом Великой Отечественной войны о теме педального автопрома (да и всех игрушек) забыли, переключившись на куда более важные задачи.
В активное и бурные пятидесятые, когда промышленность восстанавливалась и развивалась, педальные машинки вернулись к детям. Производили игрушечные педальные «Москвичи» на масштабном конвейере Московского завода малолитражных автомобилей с 1959 года. В 1960 году даже появилась традиция: на номерном знаке размещать год выпуска и название производителя: МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей, или с 1969 года — АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола).

Педальный «Москвич» был оборудован по последнему слову техники, для конца пятидесятых годов считался новаторским. По мере серийного выпуска вносились некоторые изменения в конструкцию машинок, но они имели уже чисто декоративный характер. Педальные «Москвичи» первой серии выпускались вплоть до 1973 года, когда им на смену пришли автомобили второй серии, уже полностью разработанные на АЗЛК. Для сборки «педальников» на заводе даже был построен отдельный подвесной конвейер, а годовой тираж детских автомобилей достигал 200 000 штук. Автомобили не только продавались по всему СССР, но и массово шли на экспорт, особенно были популярны в Болгарии и Венгрии, где до нашего времени существуют клубы поклонников этих машинок, а также музеи. На «Москвичи» завод давал годовую гарантию, исчислявшуюся со дня покупки.

музей советского детского педального транспорта машина игрушки Фото Михаила Ковалёва

Одновременно с появлением новых моделей автомобилей — «ЗиС», «Победа», и «Москвич», по ним делали выпуск и педальных игрушек. В шестидесятые Челябинским кузнечно-прессовым заводом выпускали «Урал». В семидесятые вышли такие марки автомобилей как «Нева», «Зиронька» и «Муравей». В восьмидесятых — «Радуга» и «Орь». Порой на детских площадках встречались образцы педальных машинок от местных «кулибиных» — в единичных экземплярах, различных причудливых форм и расцветок.

Интересна модель «Ракета», выпущенная в 1957 году и ставшая отражением начала эры покорения космоса. С космическим кораблем ее роднит название и внешний вид. Выпускалось «Ракет» довольно много, изначально машинка называлась «Стрела», но после полета в космос Юрия Гагарина ее переименовали.

музей советского детского педального транспорта машина игрушки Фото Михаила Ковалёва

На десерт — вот и он, конь педальный!  Это одна из самых первых игрушек подобного типа, название которой, увы, стало нарицательным, прочно закрепилось в языке и фольклоре. А еще это одна из самых любимых и желанных игрушек советских детей, а теперь уже и взрослых коллекционеров. Интересно, что данные изделия производились достаточно большим тиражом вплоть до 1990 года.

Доподлинно неизвестно, когда точно началось производство данной игрушки, однако исследователи и коллекционеры выяснили, что советские конструкторы вдохновились точно такой же педальной игрушкой, очень популярной в Англии 40-50-х годов прошлого века. Советская версия коня педального мало отличалась от западного образца, конструкция была достаточно простой, но очень надежной, только отечественная лошадь была раскрашена в яркие цвета. Самыми крупными производителями педальных коней были такие заводы, как московский «Салют» и омский авиационный завод «Полёт». Стоит отметить, что хоть поначалу педальный конь и был заветным желанием многих детей, его достаточно высокая стоимость не позволяла порадовать ребенка. Потом появились машинки, стоящие приблизительно столько же, так что популярность изделия начиная с 70х годов начала постепенно падать.

Рассказывать можно много, но лучше самому посетить Музей педальных машин, что разместился в Измайловском Кремле. Педальные машины, электромобили, трактора, кони — игрушки, о которых в СССР мечтал каждый ребенок, можно будет не только посмотреть. В музее создана мини-трасса. На ней любой юный посетитель в возрасте 4-7 лет сможет опробовать самые популярные модели детского автопрома. Путешествуя по музею, можно узнать много интересных фактов из истории не только педального транспорта, но и советского автомобилестроения. Например, в разнообразной и многочисленной коллекции музея, насчитывающей в общей сложности свыше 300 экспонатов, есть самая редкая педальная машина «ГАЗ-А» 1934 года, сделанная по подобию первой легковой модели Горьковского автомобильного завода. На данный момент известно только об одном сохранившемся экземпляре этой педальной машины.

музей советского детского педального транспорта машина игрушки Фото Михаила Ковалёва

Трехметровая копия легендарной «Волги» является украшением отдельной экспозиции, посвященной не менее культовой советской комедии «Берегись автомобиля». Появление в музее этой экспозиции не случайно. Она располагается перед входом в небольшой кинозал, где будут показывать короткометражные фильмы, рассказывающие об истории педального транспорта.

Тему советской автомобильной промышленности продолжают раздел «Советская металлическая машинка», который включает специализированную технику: игрушечные хлебовозы, молоковозы, рефрижераторы, экскаваторы, пожарные машины, грузовики и самосвалы, точь-в-точь повторяющие внешний облик своих оригинальных образцов, и раздел «Легенды советского автопрома», представляющий масштабные модели автомобилей и знакомящий зрителей практически со всеми отечественными марками: ГАЗ, ЗИС, УАЗ, «Москвич», ИЖ, РАФ, ЗАЗ и другими.

По словам основателя музея Олега Багрова, подготовка к открытию музейного пространства заняла два года. Все это время он искал и продолжает искать и реставрировать экспонаты, которые могут проиллюстрировать историю становления и развития производства советской игрушки, изучал опыт музеев техники в Европе и России, общался с коллекционерами, которые, как и он, по крупицам собирали «осколки нашего общего наследия». «Для меня было важно не просто показать свою коллекцию, а создать полноценный музей, который будет не только служить хранилищем социальной памяти, но и выполнять исследовательские и образовательные функции, воспитывать в детях патриотизм. Эти машинки – часть советской эпохи. Они помнят нас еще маленькими и могут многое рассказать молодому поколению о нашем детстве и истории довоенного, военного и послевоенного периодов СССР», – говорит Олег Багров.

музей советского детского педального транспорта машина игрушки Фото Михаила Ковалёва

Детская машина с педалями — нечто недостижимое и совершенно невероятное — была настоящим чудом, объектом роскоши и вожделения, хрустальной мечтой советского ребенка. Помимо высокой стоимости игрушки, жилищные условия многих советских граждан просто не позволяли иметь такую вещь — в квартирах ее было просто негде хранить! Помните, в легендарном фильме «Иван Васильевич меняет профессию»  царь прячется за такую машинку, стоящую вместе с колясками на лестничной клетке, но это было в образцово-показательном доме с консьержем, где такую роскошь точно не украдут.

Появление яркого, блестящего авто во дворе вызывало небывалый ажиотаж и зависть, а со счастливым автовладельцем сразу хотели дружить абсолютно все.

К слову, на сегодняшний день стоимость педального автомобиля в хорошем состоянии может составлять до двухсот тысяч рублей, и вряд ли кто мог подумать, что стоимость детской машинки сравняется с ценой полноценного автомобиля! Сейчас в российских магазинах можно свободно купить любые педальные или электрические детские автомобили, в том числе и самые современные иномарки. Однако коллекционеры готовы выложить немалую сумму за простую советскую педальную машинку (цены на сайтах объявлений варьируются от 4 до 50 тысяч рублей). А с любовью отреставрированная и восстановленная, она будет снова радовать глаз и служить еще не один десяток лет.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

музей советского детского педального транспорта машина игрушки Фото Михаила Ковалёва
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей
Андрей
22 дней назад

Отличная идея для выставки, можно наглядно показать деткам наше детство и наши игрушки, а то избалованы они современными гаджетами, электросамокатами и гироскутерами. Обязательно свожу туда детей, мне и самому будет интересно окунуться в прошлое! 

Кирилл
Кирилл
23 дней назад

У моего двоюродного брата в детстве была похожая машинка, с педалями. Целиком из железа, правда она уже была достаточно ржавой, но еще пригодной к эксплуатации. Это было начало 90х годов. Я все мечтал тогда о такой, но в то время они уже и не выпускались скорее всего, на руках были только те, что остались. А потом и их в металл сдали.

Иван
Иван
23 дней назад

Кое-что отчетливо сам помню, на такой машинке катался. Сходим с сыном, пусть увидит, что было в детстве его отца. 

3
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x