Приобретая новое, теряем старое

Феерическое околокультурное шоу состоялось на пленарном заседании Государственной Думы 9 ноября. Министр культуры Ольга Любимова попала под критический настрой председателя Думы Вячеслава Володина.

Государственная Дума
Здание Госдумы/mospravda.ru/Ольга Давыдова

«Мы должны в этом случае с вами, когда вы анализируете, принимать решение. А мы фиксируем температуру, а нам надо менять погоду», — такова метафорическая формулировка установки председателя.

Любимова плакать не стала на думской трибуне, оставив прецедент Татьяне Голиковой. Но растерялась непреодолимо. В конце и сам Володин был явно не рад.

Хуже вышло только с экс-министром экономического развития Максимом Орешкиным, которого Дума с правительственного часа отправила на переэкзаменовку, и оттуда он уже не вернулся.

Шоу Любимовой получилось. Некоторые выступающие воспользовались ситуацией для душевной релаксации. Например, Дмитрий Певцов начал свою речь с того, что сказка начинается, сказал Колобок, доедая Лису. Закончил словами: аминь, товарищи!

Надо отдать должное министру Любимовой. Она владеет фактурой в сфере культуры, как Путин во всех сферах. Есть существенная разница – президент вникает, а министр отвлекает. Представленная Любимовой картина не бьется с реальностью в каждой теме; сделано, кажется, все, но чего-то одного не хватает. Когда ответить на вопросы депутатов нечего, министр заполняет паузы логических пробелов цифрами. Припертая к стенке, рассказывает о «Смешариках», «Фиксиках», Маше с медведем. Тут ее заслуга нулевая, но ведь правда же – китайские дети считают Смешариков китайскими героями.

У Володина совершенно другая цель. Чтобы она ее поняла, заметно не стало. Цель состоит в том, чтобы культура и ее деятели не работали на деньги России против России.

На этом месте я прерву свой увлекательный монолог для инсерции странного законотворческого эпизода, связанного с правительственным часом. Обсуждался правительственный законопроект первого чтения с длинным названием «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Правительство предлагает продлить на год, до 31 декабря 2023 года, возможность российским торговым сетям приобретать дополнительные площади сбежавших торговых иностранных компаний. Свое возмутительное мнение по такому решению с блестящим избытком выразил депутат СРЗП Михаил Делягин.

Делягин сказал следующее: «Уважаемые коллеги, вот это яркий пример того, почему нам нужны помощники, советчики, коллеги и так далее, потому что глаз замыливается и дьявол кроется в мелочах.

Вот закон. Сколько мы похожих приняли, и еще примем. Есть специальный режим, он введен в связи, так сказать, со сложной ситуацией, сложная ситуация осталась, ну так давайте продлим его еще на годик. Так – да не так, потому что суть в чем.

Мы дали время иностранным торговым сетям – если кто хочет, спокойно уйти из России, если они хотят, пожалуйста, продайте все нашим или не нашим, даже можете продавать с фиктивными базовыми договорами, как хотите. Мы им пошли навстречу. В очередной раз пошли навстречу тем, кто нас давит, кто нас мочит, кто нас за людей не считает.

Кто-то повел себя нормально. Кто-то повел себя спокойно. Но мы имеем огромное количество, ну, некоторое количество случаев, когда они, значит, ни нашим – ни вашим, когда стоят пустые торговые сети, да, выплачивают выходные пособия, но рабочие места ликвидируются и так далее. В результате бизнес по сути дела блокирован. И мы этот разврат с вами продляем еще на год. Зачем? Если кто-то не хочет с нами работать, если кто-то не хочет принимать те правовые режимы, которые мы им предлагаем, национализировать их, да, выкуп за деньги, но с учетом нанесенного нам морального и материального ущерба. Может, они нам еще и должны останутся. И вопрос национализации шире, это вопрос и про оффшоры, потому что заводы и банки России, зарегистрированные в оффшорах, управляются извне в интересах в лучшем случае не имеющих отношения к нам, а то и прямо враждебных нам.

Вот в конституции Германии четко зафиксировано, что частная собственность священна, пока она служит обществу, а если общество решает, что оно… эта собственность частная ей не служит, пожалуйста, – конфискация, как наши НПЗ, без всяких проблем, и… это соответствует праву.

Я думаю, что нам нужно учиться праву, нам нужно учиться демократии. Офшоры и враждебная собственность должны переходить под управление Росимущества вплоть до замены совета директоров, как… сделали, так сказать, недружественные страны. Если за полгода не перерегистрируют или не исправятся, конфисковывать к чертовой матери. Собственность священна, только пока она служит интересам общества».

Конец цитаты.

В общем, смысл тот же, что и в словах харизматичного пресс-секретаря МИД Марии Захаровой, которая нашла способ выразить свое несогласие с внутренней политикой путем подставления второй щеки после первой.

Володин не спорит даже эзоповым языком библейских притч. Просто гнет свое, сугубо суверенное. Поскольку председатель Думы до костей преданный член команды президента и при этом постоянно призывает говорить правду, на Охотном ряду разворачивается игра физиологического свойства с воспитанием у народа рефлексов собаки Павлова.

Посмотришь шоу по трансляции из Большого зала Думы в клетке для акул пера, и не заметишь смены собственного мировоззрения. При этом Володин с профессиональным вниманием следит за прозвучавшими предложениями депутатов и раздает поручения о воплощении.

И все же на этом парламентском шоу кто говорил серьезно, тот проиграл в глазах неблагодарной публики.

Очевидно, зампред комитета по культуре Елена Драпеко с опаской ожидала большего. Взяв слово, сказала: «Мне нравится, как идет наш сегодняшний разговор. Честно говоря, я волновалась, боялась – скандал случится, потому что культурой все всегда недовольны, и процессами, которые в ней происходят, и претензии к деятелям культуры. Но сегодня достаточно много комплиментов было сказано в адрес министерства культуры. И честно скажу, мы действительно считаем, что работает министерство гораздо лучше, и чиновничий аппарат у вас обновляется, и мы надеемся, что будут как бы быстрее двигаться, и быстрее будут решать проблемы. И сказанные сейчас комплименты и благодарности освобождают меня от необходимости их повторять, я с ними во многом согласна, и позволю себе сосредоточиться на проблемах».

Конец цитаты.

Комплиментов в адрес Любимовой действительно звучит много. Она привыкла и расслабилась.

Выходит любопытное кино. Григорий Ивлиев с поста председателя думского комитета по культуре продвигал закон о культуре. В конце созыва Брычева из Администрации президента изящным приемом направления в Думу альтернативного законопроекта загнобила миссию Ивлиева, и он покинул Охотный ряд ни с чем. Предшественник Любимовой на министерском посту Владимир Мединский продвигал патриотическое отечественное кино и параллельно отлавливал русофобию и депрессуху.

Оба депутатам очень не понравились. Теперь они требуют патриотическое кино и негодуют по поводу голливудчины.

Драпеко, как всегда, оригинальна: она единственная высказала претензии к Администрации президента в связи с отсутствием нового закона о культуре. Действующий обветшал, он старше Конституции. В Думе нашелся депутат, нарвавшийся на гнев председателя не меньше министра.

Представитель «Новых людей» Антон Ткачёв по советской привычке выступил против цензуры, что входит в миссию его фракции против всего советского – Госплан, регулирование цен и далее по трафарету.

«Один из депутатов Государственной Думы недавно предложил законодательно запретить проводить концерты идеологически неправильным артистам, а их музыку вообще выкинуть из плейлистов радиостанций. Отдельные представители все-таки говорят о неком очищении общества, всячески принижают всех несогласных с ними и предлагают запретить все, что им не нравится. Нам точно не нужно быть, не брать пример с Украины, которая запрещает российских артистов в общественных местах, на телевидении, на радио и так далее, в России до такого не дошло. Более того, наш президент Владимир Владимирович сказал, назвал абсурдом задержание мужчины за то, что тот слушал музыку украинскую в машине.

Можете ли вы подтвердить, что у нас таких запретов не предполагается, и то, что артисты могут выдохнуть и дальше заниматься творчеством?» – с искренней тревогой спросил депутат Ткачёв.

Любимова охотно ответила: «Все, что касается каких-то отдельных запретов, мы просто в каждом случае индивидуально обсуждаем: какого рода мероприятие можно и стоит проводить, например, в филармониях, консерваториях. Все-таки это очень академические площадки, и нам сейчас очень важно поддержать людей, позаботиться о людях, которые приходят в наши залы, а не раздувать дополнительно конфликты, ссоры и какие-то вспышки, не дай бог, ненависти в регионах. Спасибо».

«Ольга Борисовна, но надо в первую очередь, и правильно об этом сказать, ставить своей целью не обидеть граждан нашей страны», – сказал Володин.

«Конечно», – вынужденно согласилась Любимова.

Но это было только начало, Володин  рассвирепел. Последовала дидактическая отповедь: «Актерам и творческим людям – творчество, политикам – политику, а когда начинают на площадках творческих играть, подчеркиваю, в политику, причем оскорбляя граждан нашей страны, это недопустимо. Вот это должны все понимать. Условия создаются для всех.

Но если ты работаешь в театре, если ты создаешь фильмы, думай о гражданах своей страны, думай о стране и работай в их интересах. А так – получается, за бюджетные деньги разрушают государство, оскорбляют тех, кто сейчас погибает за безопасность наших граждан. Вот этого не должно быть.

И, Ольга Борисовна, вы тоже это должны понимать (аплодисменты). Это позиция парламента. И здесь исходите из нее и решения принимайте, а не так – всем должно быть хорошо. Утренник такой придумали. Не получится так. И в экспертных советах у вас сидят те люди, которые поддерживают разрушительные для нашей страны, для наших традиций фильмы, постановки (аплодисменты).

Берите и разбирайтесь. А разговор о том, что – а вот мы не должны так, как на Украине, а вот мы не должны в этой ситуации так, как в Америке… Вспомнили…

Есть общепринятые стандарты и в Америке, и в Европе, и в других государствах. Никто не будет финансировать действия, которые разрушают твою страну, оскорбляют твой народ. А у нас это делают за бюджетные деньги. Вот этого не должно быть (аплодисменты).

Поэтому, коллеги, такие разговоры в парламенте давайте не будем вести. Сейчас тяжелое время, непростое. Это момент истины для всех нас. Никто никого не обидел. Россия – самая демократичная страна. Ну хватит плясать на терпении людей, которые своими налогами это все финансируют».

Конец цитаты.

Но и это было еще не все.

Володин предоставил Любимовой возможность выступить с заключительным словом и сам ее перебил.

«Я обещаю, что со следующего года мы, безусловно, включим и родителей. Родители, мы с Анной Юрьевной договорились, просто будут отдельно приходить и смотреть, да, вот вообще какого рода проекты представлены, уже в проекты запущены и так далее.

Детские педагоги были, и мы их добавим. Детских психологов добавим и усилим. Пригласим наших коллег из Министерства обороны. Конечно, будем в этом смысле с экспертными советами тоже работать несколько в новом ключе.

Вы знаете, самое главное, что, наверное, я хотела сказать в заключение. Я вам очень благодарна, что сегодня звучали слова поддержки деятелям культуры, поскольку изначально в первые особенно недели, да даже в первые месяцы спецоперации столько критики было со стороны тех, кто уехал, столько интервью, которое всех так рассорило, всех так обидело, всех так раздражило, что случайно вместе с десятками людей, которые все это позволяли, в эту воронку попали десятки тысяч людей, которые не уезжали и не собирались уезжать, которые трудились. Я вам хочу сказать, ни один директор ни одного театра не уехал, ни один директор ни одного музея не уехал. И точно так же они бились, оберегали свои коллективы», – успела сказать Любимова, и Володин опять рассвирепел.

«Ольга Борисовна, вот знаете, один очень известный человек, он возглавлял фракцию в Государственной Думе, в самое непростое время Правительство Российской Федерации – Евгений Максимович Примаков – сказал: «Нельзя себя считать героем, если ты не совершил предательство» (аплодисменты). Поэтому не будем об этом говорить: вот у нас директора — никто не уехал, они совершили подвиг. Это не подвиг. Это обязанность гражданина – быть со страной (аплодисменты), тем более, если он руководитель бюджетного учреждения культуры. Об этом речь идет.

Возьмите и вспомните историю нашей страны, поступки тех, кто возглавлял театры, писал музыку, играл на сценах, они были плоть от плоти, они были с народом. А сейчас мы говорим о них: героический поступок. Какой героический поступок? Они со своей страной, так и должно быть. А тот, кто уехал и проедает народное, потому что именно народ им дал это благосостояние, рано или поздно вернутся, но только как вернутся – это вопрос. А пока они там будут, мы же с вами тоже видим, кто-то по желанию, а кто-то уже сам себя в эту ситуацию загнал, охаивают нашу страну, предавая ее», – Володин разразился гневной речью и никак не мог остановиться.

Любимова окончательно расстроилась: «Собственно говоря, тут трудно дальше продолжать. Я прекрасно понимаю то, о чем вы говорите, Вячеслав Викторович. И это действительно на данный момент одна из основных наших задач, помимо постоянной работы с национальным проектом и постоянной работы нашей с регионами. Поэтому тут, мне кажется, такая постоянная наша работа вместе с вами, вместе с нашими коллегами по Государственной Думе. И достаточно быстрое и активное реагирование на те предложения, которые поступают, в том числе и поступили сегодня. Это такая задача на ближайшее наше время, помимо наших основных задач, которые мы привыкли исполнять».

Госпожа министр сама виновата. Она раздразнила председателя своим искренним желанием всех удовлетворить и никого не обидеть.

Надо отметить, на правительственном часе прозвучало много интересного. В частности, по литературе в выступлении Сергея Шаргунова. Но все утонуло в пикировке председателя и министра.

Началась дискуссия правительственного часа с вопроса коммуниста Ольги Алимовой о разрушении памятников Ленину. Володин не упустил возможность упрекнуть коммунистов в невнимании к памятникам вождю и призвал единороссов их восстанавливать – вот как только весна начнется.

«Вот из-за погодных условий сейчас возникла проблема с обустройством фасада (тем более памятником нельзя заниматься). А вот в округе Николая Васильевича Панкова памятник Ленину просто развалился, голова отлетела. Восстанавливали и опять благодаря депутатам «Единой России». Надо все-таки совесть иметь. Вожди, которые приводят к власти депутатов, партии, ушедшие из жизни, должны в первую очередь быть окружены заботой тех, кто на их наследии побеждает, кто приходит к власти. А сейчас опять бедному министру, бюджет которого минимальный, берут и дают поручение – вы наши памятники восстановите. Да это наши в первую очередь памятники», – сообщил председатель Володин.

За два дня до правительственного часа прошла встреча с Любимовой президиума фракции ЕР. И стало ясно: приобретая новое, Россия теряет старое. Достаточно посмотреть, что идет в театрах, какие книги продаются в магазинах, что показывают на ведущих телеканалах. Детский канал «Карусель» принципиально не показывает качественные российские сериалы, пользующиеся популярностью в мире. Идет только иностранная дребедень.

В России буквально продавливают депрессивную антикультуру. На примере литературы об этом в Думе дважды говорил популярный писатель Юрий Поляков, а депутаты внимания не обратили.

Судя по дискуссиям в комитете Ямпольской, депутатов заботят потребности деятелей культуры, но не зрителя или читателя. Когда нечего сказать — говорят о боге и иногда выруливают на то, какого именно бога забыли. Оказывается, себя, любимого. Вот и все потребности деятелей культуры.

На псевдолитературу с пропагандой однополой любви извне идет значительное финансирование. Программа не рыночная, а чисто идеологическая. Премию «Большая книга» отдали антироссийским произведениям.

Качественная новая русская литература не получает поддержки и остается практически неизвестной читателю.

С киноискусством ситуация стала лучше, когда министром культуры был Владимир Мединский. Он заставлял кинотеатральную сеть показывать новое русское кино. Оно в значительной степени состоит из двух частей – патриотической и дидактической с пропагандой полноценной семьи. Оба направления отличаются высоким художественным качеством.

Одновременно Мединский защищал кинозрителя от депрессивного и антироссийского кино, которое в Думе почему-то тоже считается искусством. К сожалению, влияние Мединского не распространялось на литературу. Библиотеки просто не берут новую русскую литературу.

Проектом «Модульная библиотека» занималась нынешний председатель комитета по просвещению Ольга Казакова. Вопрос о номенклатуре изданий поставил ее в тупик.

Когда Мединского сменила Любимова, ситуация практически вернулась к исходному состоянию. Экран заполонила голливудская продукция низкого качества, рассчитанная на удовлетворение низменных чувств. И вот что странно. По своему облику и поведению министр Любимова принципиально отличается от продукции, которой кормит россиян, считая искусством. То есть чувство красоты у нее есть, только использует она его избирательно. Комитет Ямпольской послушно поддакивает.

Мединский депутатам не нравился, а Любимова вполне себе ничего. Ну вот, нашли вариант воронки вовлечения в терминологии Натальи Касперской.

России надо учиться у врага. Грамотность, массовая репрезентативность, мягкость чудовищной силы поражает воображение.

2022 год многое перевернул с головы обратно на ноги, от чего голова отучалась тридцать лет. Сбежал источник вдохновения министра Любимовой, великий писатель Дмитрий Глуховский. Минкульт под ее чутким руководством усиленно продвигал на Запад фильм «Текст» по сценарию Глуховского. Ну и хорошо, так им и надо. У них депрессухи и без нас хватает, но наша-то депрессивней. За что боролись, на то и напоролись. Правда, на Западе к снижению рождаемости и росту взаимной ненависти самый талантливый Глуховский уже мало что добавит. Мозг перегружен ударными воздействиями и, согласно теории потребностей мозга Симонова-Дубынина, требует более сильных возбудителей. Нужно нечто тупо-прямолинейное. Брызги мочи в зал тут не самое опасное.

Однако Любимову не снимут. На ее стороне сама председатель думского комитета по культуре Елена Ямпольская. Когда ее назначали, против был один депутат в палате Сергей Иванов. Он припомнил Ямпольской «Исповедь стервы». Тоже талантливая женщина.

Мне до сих пор льстит, что госпожа министр собственноручно отвечала на мои вопросы в Фейсбуке*, просвещая в высших сферах великого искусства, мне доступных. Таких, как хоррор. Для меня подмена красоты на уродство не искусство, а оружейные технологии. Москва – третий Рим, наследница античной красоты после падения Рима и Греции под напором варваров.

В жизни Любимовой с культурой связано все – происхождение, образование, работа. Как учат в ГИТИСе.

Я тоже имею отношение к искусству. Театральные вопли репетиций студентов ГИТИСа слышал на задах порушенной ЦМШ с крыши на Среднем Кисловском, когда работал в консерватории дворником. Параллельно получал культурологическое образование в компании таких же как и я естественников, кому приходилось зарабатывать на жизнь дворниками, сторожами, пастухами, строителями. У людей с естественнонаучным образованием несколько другие взгляды на искусство и литературу. Я бы сказал, более естественные.

Лев МОСКОВКИН.

*деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская

Государственная Дума
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дарья Романова
Дарья Романова
16 дней назад

У многих российских «деятелей культуры» считается хорошим тоном покусывать руку дающую (государство). И государство вправе и должно с них за это спрашивать.

Влад
Влад
16 дней назад

Как говорится пусто место не бывает. Если ушли одни, то рано или поздно придут другие и займут их места.

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x